Надзор за жилищным законодательством

Основания для проверок

В соответствии с ч.4.1 ст.20 ЖК РФ, основанием для проведения ежегодных плановых проверок является истечение одного года со дня:

  • начала осуществления юридическим лицом или ИП деятельности по управлению МКД и оказания услуг/выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме согласно представленного в орган ГЖН уведомления о начале упомянутой деятельности;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или ИП, осуществляющего деятельность по управлению МКД на основе соответствующей лицензии.

Согласно ч.4.2 ст.20 ЖК РФ, основаниями для проведения внеплановой проверки является ч.2 ст.10 ФЗ №294 от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Кроме того, внеплановые проверки могут быть инициированы поступлением, в частности через ГИС ЖКХ, в орган ГЖН или муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, ИП, юридических лиц, информации от органов государственной власти, местного самоуправления, а также выявление в системе информации о фактах нарушений требований:

  • о выборе управляющей компании;
  • решения о заключении с УК договора управления (ч.1 ст.164 ЖК РФ);
  • порядка утверждения условий ДУ и его заключения;
  • порядка содержания общего имущества и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в МКД на основании заключённого договора;
  • обязательств УК, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ;
  • применения предельных индексов изменения размера вносимой населением платы за КУ.

Вся поступившая в орган ГЖН по обычной или электронной почте, а также посредством ГИС ЖКХ информация является официальной и подлежит проверке. Поэтому внеплановая проверка по вышеперечисленным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного оповещения проверяемой управляющей компании.

При проведении надзорной проверки в органах законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ и в органах местного самоуправления прокурор обращает внимание на следующие основные вопросы:

  • все ли региональные законы и иные нормативно-правовые акты субъекта РФ, принятые до 1 марта 2005 года, приведены в соответствие с федеральным законодательством в жилищной сфере;
  • осуществлялась ли органами власти субъекта РФ нормотворческая деятельность после 1 марта 2005 года, какие нормативно-правовые акты были приняты в жилищной сфере, в полной ли мере они соответствуют требованиям федерального законодательства и, в частности, ст. 13 ЖК РФ;
  • приведены ли в соответствие с федеральным законодательством и, прежде всего, с требованиями ЖК РФ нормативно-правовые акты органов местного самоуправления по жилищным вопросам, которые были приняты ими до 1 марта 2005 года;
  • какие новые нормативно-правовые акты в жилищной сфере были приняты органами местного самоуправления после 1 марта 2005 года, в полной ли мере они соответствуют федеральному законодательству и не содержат ли каких-либо положений, выходящих за пределы их компетенции, определенной ст. 14 ЖК РФ;
  • завершена ли в субъекте РФ работа по принятию соответствующих нормативно-правовых актов в жилищной сфере, в соответствии с требованиями ст. 49 ЖК РФ о порядке предоставления жилого помещения по договору социального найма, о порядке и основаниях признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В процессе изучения содержания подобных нормативно-правовых актов прокурор обращает особое внимание на их соответствие закону и выясняет, нет ли в них каких-либо дискриминационных и иных противоправных положений, противоречащих Конституции РФ и требованиям ЖК РФ (установление так называемого «ценза оседлости» — обязанности граждан проживать на соответствующей территории субъекта длительное время 5, 10 лет и т.п. ограничения).

В ходе проверки прокурор также выясняет: принимались ли в субъекте РФ органом законодательной власти законы, а органами исполнительной власти — иные нормативно-правовые акты по регулированию жилищных отношений. Если принимались, необходимо изучить их на соответствие требованиям ЖК РФ и иного федерального законодательства.

Основные усилия прокуроров в первую очередь должны быть сосредоточены на соблюдении законности при предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма. Проверке подлежат:

  • основания признания граждан малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях;
  • учтены ли при этом требования ст. 49 и 51 ЖК РФ;
  • соблюден ли органом местного самоуправления порядок, установленный законом соответствующего субъекта Федерации;
  • наделялись ли органы местного самоуправления в установленном законодательством порядке государственными полномочиями обеспечения жилыми помещениями иных категорий граждан, указанными в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ;
  • соблюдались ли нормы предоставления и учетная норма площади жилого помещения (ст. 50 ЖК).

При проверке законности принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выясняется:

  • правильно ли организован учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сообщается ли им в установленной форме и сроки о принятии на учет (ст. 52 ЖК);
  • не нарушается ли в регионе установленный порядок, согласно которому граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и могут быть сняты с учета только в случаях, определенных законом (ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ);
  • обоснованы ли отказы в постановке на учет и снятии с учета; уведомляются ли граждане о таких решениях в письменной форме с указанием мотивов отказа (ст. 54, 56 ЖК);
  • нет ли фактов истребования должностными лицами дополнительных документов, не имеющих отношения к указанным выше вопросам;
  • соблюдается ли очередность предоставления жилья, нет ли случаев нарушения внеочередного предоставления жилых помещений (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) либо приобретения за счет бюджетных средств жилых помещений государственным служащим субъектов Федерации или органов местного самоуправления, не наделенным льготами в законодательном порядке;
  • учитываются ли интересы граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма (ст. 58 ЖК РФ).

Надзор за жилищным законодательством

В ходе проверки прокурор выясняет исполнение законодательства об использовании и эксплуатации жилья и соблюдение жилищных льгот граждан.

При этом обращается внимание на следующие вопросы:

  • не нарушаются ли требования ст. 17 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения должны использоваться строго по назначению, а их перевод в нежилые помещения допускается в строго определенных законом случаях;
  • соответствуют ли требованиям законодательства изданные органами местного самоуправления правовые акты о переводе жилого помещения в нежилое и об исключении из жилищного фонда конкретных жилых домов и иных жилых помещений (ст. 22 — 24 ЖК РФ);
  • нет ли в районе (городе) случаев использования муниципального жилья не по целевому назначению;
  • соблюдаются ли требования законодательства о предоставлении денежных льгот по оплате жилья и коммунальных услуг определенным категориям граждан (ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и труда, участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и др.);
  • соблюдаются ли гарантии жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не уклоняются ли органы местного самоуправления от внеочередного предоставления им качественного жилья по договорам социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ);
  • исполняются ли установленные законом права на предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма гражданам, проживающим в домах, непригодных для проживания и ремонта или реконструкции (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ), и гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 и ч. 2 ст. 57 ЖК РФ);
  • привлекались ли должностные лица к административной ответственности за нарушение правил эксплуатации жилых домов.

При наличии сигналов проверяется соблюдение и других норм Жилищного кодекса РФ, в особенности направленных на защиту прав граждан.

Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей — инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г. (ст. 28.2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в ред. от 29.12.2004 N 199-ФЗ)).

В связи с вышеизложенным прокурор проверяет:

  • принят ли в субъекте РФ нормативный правовой акт, определяющий форму указанных выше мер социальной поддержки инвалидов по жилищным вопросам, и соответствует ли он требованиям Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ;
  • обеспечиваются ли требования данного Закона о том, что выделяемые средства субъектов на реализацию мер социальной поддержки носят целевой жилищный характер и не могут быть использованы на другие цели;
  • осуществляются ли региональными органами контроля (счетная палата и др.) контроль за целевым расходованием указанных денежных средств, какие нарушения при этом выявлены, законность и обоснованность принятых по ним мер;
  • во всех ли случаях жилищные органы предоставляют инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, скидки не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного и муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, — на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению (ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ);
  • в полной ли мере в регионе соблюдаются предусмотренные законодательством права инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, на дополнительную жилую площадь (ст. 58 ЖК РФ, Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 N 817, утвердившее Перечень заболеваний, дающих право на дополнительную жилую площадь);
  • не допускалось ли в регионе случаев противоправного отказа инвалидам, имеющим такие заболевания, в постановке на учет на получение дополнительной жилой площади, так и в ее предоставлении, приняты ли меры по восстановлению нарушенных прав инвалидов на дополнительную жилую площадь.
Предлагаем ознакомиться  Банки мучают звонками из-за кредита друга

Общие аспекты организации прокурорского надзора

Содержательная сущность предмета прокурорского надзора за исполнением законов и соблюдением прав граждан определена в ст. ст. 1, 21 и 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Изложенные в этих нормах положения в сочетании с научно-теоретическими разработками дают основание определить предмет прокурорского надзора в узкоспециальном плане, относящийся к исполнению законов в жилищной сфере следующим образом:

  • надзор за соблюдением конституционных прав граждан на жилище, надзор за исполнением норм Жилищного кодекса РФ, иных федеральных и региональных законов всеми поднадзорными соответствующим прокурорам органами федеральной исполнительной власти, органами законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, контролирующими органами, жилищными организациями, осуществляющими управление, содержание и эксплуатацию жилищного фонда, а также за соответствием Конституции и законам нормативно-правовых актов, издаваемых этими органами и их должностными лицами.

Прокурорскими проверками по исполнению жилищного законодательства и соблюдению жилищных прав граждан должны охватываться следующие объекты, поднадзорные соответствующим прокурорам разных уровней:

  • федеральные органы исполнительной власти (Министерство регионального развития РФ {amp}lt;1{amp}gt;);
  • Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и его территориальные органы {amp}lt;2{amp}gt;;
  • Государственная жилищная инспекция РФ {amp}lt;3{amp}gt;;
  • органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ (администрации, Правительства, Министерства);
  • территориальные органы управления жилищным фондом (департаменты, управления (отделы), комитеты ЖКХ и другие структуры);
  • государственные жилищные инспекции субъектов РФ;
  • органы местного самоуправления:

а) представительные,

б) исполнительные (администрации и др.),

в) жилищные структуры по контролю за содержанием и эксплуатацией жилых помещений (ЖЭКи, ДЭЗы, РЭУ и др.);

  • жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), товарищества собственников жилья (ТСЖ);
  • иные юридические лица, являющиеся собственниками жилых помещений (ведомственные жилые дома, общежития) и управляющие организации, обслуживающие жилищный фонд на территории городов и районов.

В целом работа по надзору за исполнением жилищного законодательства организуется в соответствии с общими положениями об организации общего надзора прокуратуры, но, естественно, с обязательным учетом специфики данного направления надзорной деятельности {amp}lt;4{amp}gt;. Поэтому в настоящей работе рассмотрены лишь наиболее важные элементы организации работы прокурора, непосредственно относящиеся к осуществлению надзора за исполнением жилищного законодательства.

Материалы прокурорской практики и проведенное научное исследование показывают, что эффективность прокурорского надзора за исполнением конституционных прав граждан на жилище в немалой степени зависит от его правильной организации. Необходимость заметного повышения эффективности и дальнейшего совершенствования организации работы прокурора на этом важнейшем направлении диктуется, во-первых, неудовлетворительным состоянием законности в сфере жилищных правоотношений, во-вторых, многоплановыми целями и задачами по обеспечению соблюдения конституционных прав граждан на жилище, вытекающих из требований норм нового Жилищного кодекса РФ, и, в-третьих, конкретными задачами, поставленными в национальном проекте «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

Правильная организация работы дает возможность прокурору повседневно обеспечивать полноту использования предоставленных ему законом функциональных полномочий с максимальной действенностью и эффективностью по выявлению, устранению и предупреждению правонарушений. Исходя из этого Генеральный прокурор РФ в Приказе от 22 мая 1996 года N 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» требует от всех подчиненных прокуроров особое внимание акцентировать на защите закрепленных в Конституции Российской Федерации жилищных прав граждан, а при осуществлении надзора за исполнением законов органами власти и управления в обязательном порядке оценивать правомерность принимаемых в отношении граждан решений по жалобам на действия подчиненных организаций (п. п. 10, 10.3).

Кроме того, в указании Генерального прокурора РФ «Об усилении надзора за соблюдением прав граждан в жилищно-коммунальной сфере» от 15 сентября 2003 г. N 7/3-1-991-2000 всем подчиненным прокурорам предложено:

  1. Обеспечить надлежащий надзор за исполнением органами субъектов Федерации и местного самоуправления бюджетного законодательства в части финансирования подготовки жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях, выполнением ими возложенных законом обязанностей в этой сфере.
  2. Тщательно разбираться с фактами отключения подачи электроэнергии и тепла в жилые дома и социально-бытовые учреждения. При установлении халатности, безответственного отношения к выполнению служебных обязанностей решительно возбуждать уголовные дела.

О возбуждении уголовного дела незамедлительно направлять спецдонесение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

  1. Оперативно и квалифицированно осуществлять расследование возбужденных уголовных дел, добиваясь реальных мер к устранению бесхозяйственности и ответственности виновных.

С учетом изложенного основными задачами прокурорского надзора за исполнением жилищного законодательства следует считать:

  1. своевременное выявление нормативно-правовых актов, противоречащих нормам Жилищного кодекса РФ, иным федеральным и региональным законам, и принятие своевременных мер по их отмене;
  2. осуществление целенаправленного упреждающего надзора за законностью в деятельности органов жилищного контроля, которые наделены функциональными полномочиями при осуществлении надзорно-контрольной деятельности;
  3. проведение плановых и внеплановых надзорных проверок по исполнению жилищного законодательства на высоком профессиональном уровне, с привлечением в необходимых случаях соответствующих специалистов;
  4. при организации работы обращать особое внимание на выполнение требований, вытекающих из содержания национального проекта о доступности жилья, законов и подзаконных актов, принятых в целях его реализации;
  5. обеспечить полноту и своевременность выявления и предупреждения жилищных прав граждан;
  6. во всех случаях добиваться привлечения должностных лиц, виновных в нарушении жилищного законодательства, к установленной законом ответственности.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Высокая эффективность и требуемая действенность проводимых прокуратурой надзорных мероприятий во многом определяется уровнем и качеством ее информационно-аналитического обеспечения.

Надзор за жилищным законодательством

Практика свидетельствует, что именно надлежащее и своевременное информационное обеспечение деятельности прокуратуры по исполнению жилищного законодательства — важнейшее и обязательное условие ее высокой эффективности.

Правильная организация работы прокурора и высокая результативность во многом определяется и достигается на практике своевременным поступлением и наличием в прокуратуре информации, содержащей определенные (оперативные, отчетные и др.) сведения о совершенных нарушениях жилищного законодательства. В этой связи каждому прокурору необходимо помнить, что правильное планирование работы невозможно без достаточного информационного обеспечения и определенной аналитической работы.

Информационное обеспечение прокурорского надзора за исполнением жилищного законодательства состоит в том, чтобы сведения о совершенных правонарушениях поступали своевременно из всех действующих на поднадзорной территории источников информации.

Поступающие в прокуратуру сведения о правонарушениях учитываются в специальных папках-нарядах. Однако при наличии возможностей накопление информации целесообразно осуществлять на электронной основе.

Наиболее результативны надзорные проверки, проводимые на основе глубокого анализа состояния законности. Важно отметить, что прокурору надлежит организовать систематическое поступление необходимой информации и, конечно, прежде всего, той, которой располагают соответствующие контролирующие органы. Среди таких источников информации о правонарушениях наиболее важными являются органы государственного жилищного контроля, на которые законом возложена обязанность в пределах своей компетенции обеспечивать соблюдение жилищного законодательства и бороться с выявляемыми правонарушениями.

В большинстве случаев получаемые от этих органов сведения дают прокурору возможность сделать предварительные выводы не только о характере и распространенности нарушений жилищных прав граждан на объектах, поднадзорных прокурору, но также могут дать представление и о том, какова активность контролирующих органов в устранении этих нарушений законодательства.

Предлагаем ознакомиться  Вид ответственности виновные в нарушение трудового законодательства

Надзор за жилищным законодательством

Важное значение для правильной организации надзора имеет получение необходимой информации из региональных государственных органов статистики. Эта информация может быть двоякого характера:

  • сводные статистические отчеты государственной жилищной инспекции субъекта РФ, относящиеся к жилищной сфере, характеризующие положение дел в целом по району, городу, субъекту Федерации;
  • отчетные статистические показатели, касающиеся отдельных сфер деятельности жилищных органов по содержанию и эксплуатации жилищного фонда.

Важно также использовать информацию отделов (управлений) органов внутренних дел, содержащихся в ежедневных оперативных сводках, в которых сообщается о происшедших противоправных случаях с гражданами, в том числе по месту их жительства (самовольное занятие квартир либо неправомерное выселение из жилого помещения и др.).

Кем осуществляется муниципальный жилищный контроль

В соответствии с ч.2 ст.20 Жилищного Кодекса, муниципальный жилищный контроль относится к компетенции уполномоченных региональных органов исполнительной власти. Также муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления. При осуществлении муниципального жилищного контроля органы этого контроля взаимодействуют с региональным ГЖН.

Согласно ч.2.3 ст.20 ЖК РФ, главный государственный жилищный инспектор РФ координирует деятельность органов ГЖН и муниципального жилищного контроля при проведении контроля, включая лицензионный. Назначение на должность и освобождение от неё главного государственного жилищного инспектора РФ осуществляется Правительством РФ на основании предложения уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Планирование работы

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Проводимая прокуратурой большая по объему и весьма разноплановая работа по осуществлению надзора за исполнением жилищного законодательства делает чрезвычайно важной задачу ее умелого и содержательного планирования. С учетом требований Генерального прокурора РФ работа во всех органах прокуратуры строится на плановой основе, и в этом отношении в целом накоплен немалый положительный опыт во многих регионах страны.

Надзорные мероприятия по исполнению жилищного законодательства включаются как в текущие, так и в перспективные планы работы прокуратуры. В таких планах должны предусматриваться прежде всего:

  1. наименование объекта проверки;
  2. название законодательства, исполнение которого намечается проверить;
  3. сроки проведения проверки;
  4. перечень основных вопросов, подлежащих выяснению;
  5. некоторые тактические и методические приемы проверки;
  6. исполнители: работники прокуратуры, специалисты;
  7. иные вопросы, диктуемые характером проверки.

При этом прокурору надлежит исходить из того, что анализ и оценка положения дел с исполнением жилищного законодательства является надежной основой не только для правильного выбора объекта надзорной проверки, но также и для выработки собственного плана предстоящей текущей проверки, подготовки перечня основных вопросов и выработки методики их выяснения.

Однако во всех случаях характер планируемой текущей проверки, безусловно, должен определяться содержанием конкретных сигналов о совершенных правонарушениях. Исходя из этих положений планируется либо комплексная проверка исполнения всех норм жилищного законодательства или соблюдения жилищных прав граждан, либо только его отдельных норм (групп норм) законодательства, регулирующего конкретные правоотношения в жилищной сфере.

Как правило, именно в текущих планах прокурором наиболее полно и оперативно отражаются назревшие актуальные вопросы и проблемы, появившиеся в регионе, а потому более предметно, исходя из конкретной ситуации, намечаются и осуществляются меры по выявлению и устранению нарушений жилищных прав граждан. Наибольшая эффективность достигается именно при такой системе планирования работы прокуратуры.

Выбор конкретных объектов проверки зависит также от целей проверки и ее поводов. Чаще всего прокурорами проводятся плановые проверки, которые на основании проведенного анализа состояния законности включаются в текущие квартальные либо полугодовые планы работы прокуратуры. Однако не исключаются и так называемые внезапные проверки, которые проводятся прокуратурой в связи с поступившим серьезным сигналом о совершенном правонарушении и в случаях, когда, по оценке прокурора, проверка не терпит отлагательства (например, сигнал о неправомерном выселении либо переселении на другую жилую площадь, повлекшие массовые протестные акции и иные действия и т.п.).

Производство надзорных проверок ради отчетности в порядке очередности и «наугад» недопустимо и противоречит требованиям п. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», где сказано, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Функции муниципального жилищного контроля

  • обеспечить защиту прав и интересов собственников жилых помещений или тех, кто пользуется ими на законных основаниях;
  • защищать потребителей коммунальных услуг;
  • следить за качеством коммунальных услуг, предоставляемых населению;
  • обеспечивать контроль использования и сохранности жилищного фонда.

Кроме этого, в перечень функций жилищного надзора входят регулярные обследования жилых домов и выявление несоответствия технического состояния внутридомовых инженерных сетей требованиям действующих нормативных актов. Также служба жилищного контроля проводит анализ энергетической эффективности зданий, дает рекомендации по ее повышению и проверяет наличие приборов учета использования энергоресурсов.

Функции муниципального жилищного контроля исполняются Администрацией города, округа или региона в лице муниципальных инспекторов. В их число входит:

  • проверка соблюдения гражданами, юридическими лицами и ИП на территории субъекта РФ обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными и региональными законами в сфере ЖКХ;
  • выдача предписаний при выявлении нарушений вышеописанных требований;
  • подготовка материалов для направления в надзорные органы (ГЖИ).

Все действия муниципальных инспекторов регламентированы Жилищным Кодексом РФ.

Основания для проверок

При ее проведении следует руководствоваться Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами: от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ от 30.12.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

В целях получения необходимой информации, использования соответствующих полномочий, комплексного подхода к проведению проверки необходимо привлекать специалистов территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Росимущества, МПР России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора.

В порядке подготовки к проверке следует обобщить и проанализировать сведения о состоянии законности в названной сфере правоотношений, в том числе жалобы и обращения граждан, предприятий и организаций (в правоохранительные, контролирующие органы, органы государственной власти и местного самоуправления), данные судебно-следственной и административной практики, сообщения средств массовой информации, статистические данные, материалы контролирующих и иных государственных органов.

В ходе проверки необходимо выяснить:

  • соответствуют ли федеральному законодательству правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также контролирующих органов по рассматриваемым вопросам;
  • кем осуществляется управление и распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, не противоречит ли установленный порядок требованиям ст. 2 Земельного кодекса РФ и п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;
  • какие имеются объекты строительства на соответствующей территории и какова правовая оценка законности предоставления выделенных для строительства земельных участков, в том числе наличие компетенции на принятие необходимых решений. При этом следует учитывать как ранее действовавшее земельное и градостроительное законодательство, так и положения ФЗ от 29.12.2004 N 191, которым в Земельный кодекс Российской Федерации внесен ряд дополнений, в том числе статья 30.1 «Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности», вступившая в силу с 01.10.2005;
  • во всех ли случаях продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства после 01.10.2005 осуществлялась на аукционах; соблюден ли порядок организации и проведения последних;
  • соблюдается ли процедура выдачи уполномоченными органами разрешений на строительство в соответствии с требованиями градостроительного законодательства (наличие для этого правоустанавливающих документов на земельный участок, градостроительного плана земельного участка, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и др.);
  • имеются ли у инвесторов строительства (организаций-застройщиков) необходимые правоустанавливающие документы на использование земельных участков, зарегистрированы ли они в установленном порядке; обладают ли они иной необходимой документацией, в том числе соответствующими лицензиями, есть ли согласования государственных контролирующих органов;
  • осуществляется ли контроль за поступлением денежных средств от использования земельных участков, каким образом, какие при этом имеются нарушения;
  • выполняются ли застройщиками требования ФЗ от 30.12.2004 N 214, в том числе о:
Предлагаем ознакомиться  Выбор совета дома жилищный кодекс

а) возможности привлечения денежных средств участников долевого строительства только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования и размещения проектной декларации и государственной регистрации права собственности или права аренды застройщика на земельный участок,

б) заключении, регистрации и исполнении договора в долевом строительстве,

в) соблюдении срока передачи застройщиком объекта и последствиях, связанных с его нарушением;

  • какие меры принимаются органами государственной власти, местного самоуправления и уполномоченными контролирующими органами по недопущению использования земельных участков без надлежащих правоустанавливающих документов и не по назначению, по контролю за осуществлением строительной деятельности; какие проверки с учетом компетенции проводились, каковы их результаты. Следует также оценить полноту и эффективность принятых мер.

В ходе проверки необходимо проанализировать административную практику по делам, связанным с нарушением законодательства о предоставлении земельных участков для жилищного строительства, при их использовании и непосредственно строительстве.

В этой связи необходимо установить:

  • выявлялись ли уполномоченными органами административные правонарушения в названной области и по каким статьям КоАП РФ квалифицировались, рассматривались ли административные дела названной категории; каковы результаты их рассмотрения;
  • выявлялись ли прокурорами незаконные постановления (решения), принимались ли в связи с этим меры реагирования (протесты, заявления в суд), каковы результаты их рассмотрения;
  • возбуждались ли прокурорами дела об административных правонарушениях по анализируемой проблеме, приносились ли протесты на постановления судов общей юрисдикции по делам об административных правонарушениях, результаты рассмотрения дел и протестов.

По результатам ответов, полученных на поставленные вопросы, прокурором принимаются дополнительные меры по устранению выявленных нарушений законодательства и прав граждан на жилье.

При проведении надзорной проверки в государственной жилищной инспекции прокурор обращает внимание на следующие вопросы:

  • по каким конкретным направлениям проводилось за проверяемый период инспекционное обследование жилищного фонда на территории РФ;
  • проводился ли госжилинспекцией анализ состояния дел в отрасли жилищно-коммунального хозяйства и какие были приняты меры по результатам этого анализа;
  • какие конкретные виды правонарушений выявлены в жилищной сфере проверяемых организаций либо в целом по региону (субъекту РФ, городу, району, поселку);
  • своевременность, обоснованность и законность принятых госжилинспекцией правовых мер по фактам выявленных правонарушений в жилищных организациях (протоколы, предписания, акты и др.);
  • осуществляется ли госжилинспекцией необходимый текущий контроль за выполнением требуемых мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации.

Кроме того, в ходе проверки в обязательном порядке следует ознакомиться с содержанием жалоб и обращений граждан, поступивших в инспекцию, и определить:

  • полноту и качество проведенных по ним проверок,
  • правильность и законность принятых мер по результатам их проверок,
  • фактическое устранение нарушений жилищных прав граждан.

Особое внимание прокурором уделяется изучению и анализу законности в административной деятельности госжилинспекций и, в первую очередь, при наложении штрафных санкций, а также на их реальное взыскание с виновных юридических и физических лиц (собственников жилых помещений, обслуживающих организаций, нанимателей, руководителей обслуживающих организаций).

Административная ответственность за совершенные правонарушения в жилищной сфере предусмотрена в КоАП РФ:

  • ст. 7.21 (нарушение правил пользования жилыми помещениями);
  • ст. 7.22 (нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений);
  • ст. 7.23 (нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами).

Административную ответственность по ст. 7.21 несут физические лица, а по ст. 7.22 и ст. 7.23 КоАП РФ — должностные и юридические лица.

Дела об указанных административных правонарушениях на основании ст. 23.55 КоАП РФ рассматривают органы государственной жилищной инспекции:

  • главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации и его заместители,
  • государственные жилищные инспектора Российской Федерации,
  • руководители государственных жилищных инспекций субъектов Российской Федерации и их заместители.

Проверяя в жилищной государственной инспекции законность возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, прокурор выясняет:

  • все ли требования, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ, соблюдены при составлении протокола об административном правонарушении и содержатся ли в нем все сведения, необходимые для разрешения дела;
  • надлежащим ли должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении и соблюдена ли при этом компетенция соответствующего органа, определенная в КоАП РФ;
  • не допускались ли нарушения предусмотренных ст. ст. 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления его для рассмотрения в соответствующий орган;
  • всегда ли соответствующими должностными лицами принимались меры для полного и всестороннего выяснения требуемых обстоятельств по делу, как это предусмотрено ст. 26.1 КоАП;
  • собраны ли должностными лицами и зафиксированы ли в установленном порядке в соответствии со ст. 26.2 — 26.11 КоАП доказательства, подтверждающие виновность лица в совершении конкретного административного правонарушения;
  • правильно ли дана юридическая оценка совершенных действий и квалифицировано административно наказуемое деяние;
  • соответствует ли назначенное виновным лицам административное наказание пределам, установленным ст. ст. 7.21, 7.22 и 7.23 КоАП РФ, и не назначалось ли иное наказание, не предусмотренное законом (ст. 4.1 КоАП).

Источниками информации о правонарушениях в жилищной сфере, которые используются прокурорами при подготовке и в процессе осуществления проверки, могут быть следующие:

  • нормативно-правовые акты органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по жилищным вопросам;
  • правовые акты и иные документы жилищных органов (департаменты, ЖКХ, управления, отделы и др.);
  • материалы контрольных проверок, проведенных органами государственной жилищной инспекции, и их отчетные данные о работе за проверяемый период. Следует иметь в виду, что государственные жилищные инспекции в субъекте РФ имеют годовую статистическую информацию о работе (Ф. N 1), в которой указывается о количестве плановых и внеплановых проверок, видах выявленных нарушений в жилищной сфере и принятым по ним мерам (предписания, протоколы, акты, сведения о наложении штрафных санкций на нарушителей законодательства).

Полномочия муниципальных жилищных инспекторов

Муниципальные жилищные инспекторы, в порядке, установленном законодательством РФ (ч.5 ст.20 ЖК РФ), имеют право:

  • запрашивать и получать на основании обоснованных письменных обращений от органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц, ИП и граждан информацию и документацию, необходимую для проверки соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  • беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа/распоряжения руководителя (его заместителя) органа ГЖН, муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней МКД, помещения общего пользования в жилых домах; (с согласия собственников помещений) жилые помещения и проводить их обследования, исследования, испытания, расследования, экспертизы и прочие действия по контролю, а также определять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения о выборе УК, заключения с УК договора управления и соблюдения условий данного ДУ;
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, касающихся соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  • рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать меры по недопущению таких нарушений;
  • направлять в уполномоченные органы информацию по нарушениям обязательных (лицензионных) требований для возбуждения уголовных дел (при наличии признаков совершённых преступлений).

Данные ведомства могут обратиться в суд с заявлениями (ч.6 ст.20 ЖК РФ):

  • о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в МКД, если были выявлены нарушения требований Жилищного Кодекса;
  • о признании договора управления МКД, договора оказания услуг/выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме недействительными, если в установленный срок не было исполнено предписание об устранении нарушений требований ЖК РФ о выборе УК, утверждении условий договора управления и его заключении;
  • для защиты прав, свобод и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений в МКД на основании их обращений при выявлении нарушений обязательных (лицензионных) требований управляющими компаниями.

ВАЖНО!Согласно ч.7 ст.20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не проводится в отношении управляющих компаний, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании соответствующей лицензии.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Общественный жилищный контроль может проводиться для обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Субъектами такого контроля могут быть общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы МКД и прочие заинтересованные лица по законодательству РФ (ч.8 ст.20 ЖК РФ).

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Это всё, что касается темы муниципального жилищного контроля. Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией.

Также мы помогаем управляющим компаниям заполнять сайты Реформа ЖКХ и ГИС ЖКХ. Мы всегда рады вам помочь!

You May Also Like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector