Подтверждение стажа работы для пенсии: документальные и иные способы

Трудовой и страховой стаж: в чем разница

Для начала внесем ясность в два понятия:

  1. Трудовой стаж используется для характеристики времени трудовой деятельности работника до 2002 года.
  2. Страховой стаж – это время, в течение которого трудящемуся начислялась зарплата, и делались отчисления в ПФР, а также нестраховые периоды, которые учитываются при начислении пенсии, но за это время взносы в Пенсионный фонд не производились.

Такое деление появилось в результате изменений в пенсионной системе и введения понятия “страховая пенсия”. С 2015 года она стала считаться основной пенсией в России. Основаниями для ее начисления являются: достижение определенного возраста, страховой стаж минимум 15 лет (справедливо для 2024 года, пока действует переходный период) и индивидуальный пенсионный коэффициент (минимум 30 в 2025 году).

Если вы зайдете в свой личный кабинет на сайте ПФР, то увидите, что сведения на индивидуальном счете отражаются с разбивкой на отдельные периоды:

  • до 2002 года,
  • с 2002 года,
  • с 2015 года.

Каждый год трудовой деятельности должен быть подтвержден. Любое предприятие обязано передавать сведения о начисленных зарплатах и выполненных отчислениях в Пенсионный фонд по каждому своему работнику в электронную систему ОПС (обязательного пенсионного страхования). Но эта система существовала не всегда, поэтому вполне возможны случаи, когда вы “потеряете” несколько лет из своей трудовой деятельности по причине:

  • небрежно оформлялись документы, и ПФР не принимает их для расчета пенсии;
  • предприятие просто не передавало необходимые сведения в фонд или делало это, занижая зарплату и отчисления;
  • документы были потеряны в результате ликвидации, реорганизации и прочих юридических действий с предприятием в 90-е годы;
  • стихийные бедствия (пожар, наводнение и пр.) уничтожили все архивы предприятия, где хранились сведения о работниках;
  • работник получал зарплату “в конверте” без оформления документов и перечисления взносов.

К сожалению, последний случай часто наблюдается и в наши дни. Наибольшую сложность вызывает подтверждение стажа именно до 2002 года. Изменения в пенсионной системе и общая неразбериха 90-х годов сделали свое дело. Многим при выходе на пенсию пришлось потратить немало времени, чтобы собрать доказательства своего трудового стажа, отправляя запросы в архивы и разыскивая уже несуществующие предприятия.

Когда заработала электронная система, все сведения о стаже, заработной плате и начисленных страховых взносах стали отражаться на индивидуальном счете работника. В любое время он может их посмотреть и, если что-то не так, оперативно исправить.

Тема 12. Пенсии федеральным государственным служащим.

Под термином
«федеральные государственные
служащие»понимаются лица, замещавшие
должности федеральной государственной
службы и государственные должности
федеральных государственных служащих,
определенные Федеральным законом «Об
основах государственной службы РФ».

К ним относятся
работники (служащие) Администрации
Президента РФ, Аппарата Правительства
РФ, аппаратов Государственной Думы и
Совета Федерации Федерального Собрания
РФ, федеральных министерств, комитетов
и других ведомств, входящих в структуру
федеральных органов исполнительной
власти, работники аппаратов федеральных
судов (Конституционного, Верховного и
т.п.) и т.д.

Предлагаем ознакомиться  Бытовые условия жизни учащегося

Что включается в страховой стаж

Закон о страховых пенсиях делит стаж на два периода.

Первый. Периоды трудовой деятельности работников, которые имеют право на получение страховой пенсии:

  • граждане РФ, застрахованные в системе ОПС;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно живут на территории нашей страны и уплачивают взносы в ПФР со своей зарплаты.

Работа могла выполняться как на территории РФ, так и за ее пределами.

Второй. Периоды “не трудовой” деятельности, которые учитываются при назначении пенсии и включаются в стаж:

  • военная и противопожарная службы, служба в ОВД, органах по контролю за оборотом наркотиков и пр.;
  • временная нетрудоспособность и получение пособия от фонда соц. страхования;
  • уход за ребенком до полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности (включается в стаж только одного родителя);
  • нахождение на учете в службе занятости и получение пособия, участие в общественных работах;
  • пребывание под стражей (относится только к людям, которые были необоснованно задержаны и осуждены, а потом оправданы и реабилитированы);
  • уход за ребенком-инвалидом, инвалидом 1-й группы и пожилым человеком старше 80 лет;
  • проживание с мужем/женой, которые служили по контракту в местности, где не было возможности трудоустроиться (не более 5 лет к стажу);
  • проживание с мужем/женой, которые работали в представительствах наших учреждений за границей (не более 5 лет к стажу);
  • осуществление судебных полномочий судьями.

Перечисленные периоды учитываются при расчете стажа в том случае, если до них или после них были периоды работы из 1-го пункта.

Федеральным
государственным служащим предоставляется
право на получение пенсии за выслугу
лет.

Для получения
права на данную пенсию необходимо
соблюдение следующих условий:

  1. Наличие стажа
    государственной службы не менее 15 лет,

  2. Увольнение с
    государственной службы по следующим
    5 основаниям:

а) ликвидация
органов государственной власти и
управления, сокращение штата;

б) увольнение с
определенных должностей в связи с
прекращением полномочий;

в) достижение
предельного возраста для замещения
должности федеральной государственной
службы;

г) обнаружившееся
несоответствие замещаемой должности
вследствие состояния здоровья;

д) увольнение по
собственному желанию в связи с выходом
на государственную пенсию.

При этом лица,
уволенные с федеральной государственной
службы по основаниям, предусмотренным
указанными выше пунктами «б»-«д», будут
иметь право на пенсию за выслугу лет,
если они замещали должности федеральной
государственной службы не менее 12 полных
месяцев непосредственно перед увольнением.

Следует иметь в
виду, что пенсия за выслугу лет
устанавливается к трудовой пенсии по
старости и по инвалидности, назначенной
в соответствии с Федеральным законом
«О трудовых пенсиях в РФ», и выплачивается
одновременно с ней.

Подтверждение стажа работы для пенсии: документальные и иные способы

Поэтому, если
федеральному государственному служащему
по каким-либо причинам не установлена
трудовая пенсия по старости либо по
инвалидности, пенсия за выслугу лет ему
также не может быть назначена даже при
наличии необходимого стажа государственной
службы и увольнении с государственной
службы по указанным выше причинам.

Пенсия за выслугу
лет федеральным государственным служащим
устанавливается с таким расчетом, чтобы
ее сумма и сумма базовой и страховой
частей трудовой пенсии не превышала
размера от 45 до 75%их среднемесячного
заработка (в зависимости от продолжительности
выслуги).

При наличии стажа
государственной службы не менее 15 лет
пенсия назначается в размере 45% этого
заработка за 12 последних полных месяцев
федеральной государственной службы
перед увольнением либо достижением
пенсионного возраста (с ограничением
1,8 должностного оклада) за вычетом
базовой и страховой частей пенсии,
установленной по ФЗ «О трудовых пенсиях
в РФ»,

  • за каждый год
    выслуги сверх 15 лет – дополнительное
    увеличение на 3% (т.е. от 45 до 75%),

  • общая сумма пенсии
    (за выслугу лет и трудовой) не может
    превышать 75% среднемесячного заработка.

Предлагаем ознакомиться  Как начисляется больничный лист после увольнения

СМЗ х % — ( трудовая
пенсия) =пенсия за выслугу

лет

от 45 до 75%
по старости по инвалидности

(45% — за 15 лет или

по 3% за
каждый

полный год
выслуги)

Подтверждение стажа работы для пенсии: документальные и иные способы

не может превышать

1,8 должностного

оклада

Итого (общая
сумма пенсии за выслугу лет и трудовой
пенсии)

Не может превышать
75% СМЗфедерального государственного
служащего

Также необходимо
подчеркнуть, что пенсия за выслугу лет
в период нахождения на государственной
службе не выплачивается.

Варианты подтверждения стажа

До регистрации работника в качестве застрахованного лица в системе ОПС стаж подтверждается сведениями персонифицированного учета (если таковые есть) и документами, предоставляемыми работодателями, органами государственной и муниципальной власти.

После регистрации – на основании сведений персонифицированного учета. Иногда документальных доказательств недостаточно или их нет за какие-то годы трудовой деятельности. Тогда закон разрешает привлечь свидетелей или подавать иск в суд. Но это кардинальные меры. Большинству удается подтвердить стаж документальным способом.

Основной документ, в котором отражается информация обо всех наших трудовых подвигах (когда и куда устроились, на какую должность и когда повысили, когда уволились и пр.), – трудовая книжка. Особенно это актуально для тех, кто работал еще в советское время, когда никакого электронного документооборота не существовало.

Если книжка есть и оформлена правильно, то проблем никаких не возникнет при назначении пенсии. Ключевая фраза здесь – оформлена правильно. К сожалению, за десятилетия трудовой деятельности и частых смен работодателя шансы ошибочных записей и их некорректного внесения возрастают. Стандартные требования к оформлению трудовой книжки:

  1. Время изготовления трудовой книжки должно совпадать со временем внесения в нее первой записи.
  2. Записи должны быть четкими. На печати организации должно хорошо читаться название компании.
  3. Соблюдение хронологической последовательности записей.
  4. Ф. И. О., дата рождения должны совпадать буква в букву с вашими. При смене фамилии вносятся исправления и заверяются печатью организации.

В ближайших планах перейти на электронный документооборот. Он устранил бы массу проблем.

Если книжка по каким-то причинам отсутствует, и найти ее невозможно, то в качестве доказательств трудовой деятельности принимаются другие документы:

  • письменные договоры с работодателями;
  • трудовые книжки колхозников;
  • справки, которые выдавали работодатели или органы власти;
  • выписки из приказов;
  • лицевые счета;
  • ведомости на выдачу зарплаты.

Все перечисленные документы должны содержать обязательные реквизиты: номер и дату выдачи, Ф. И. О. работника, место, должность и период работы, основания выдачи.

Предлагаем ознакомиться  Страховая компания макс расчет осаго

Подтверждение стажа работы для пенсии: документальные и иные способы

Для подтверждения иных видов деятельности принимаются:

  • документы из ПФР или налогового органа об уплате обязательных платежей;
  • справки организаций об уплате за работника взносов в ПФР;
  • военный билет или справка из воинских подразделений;
  • документы, подтверждающие получение больничных за временную нетрудоспособность;
  • документы, подтверждающие рождение детей и нахождение одного из родителей в отпуске по уходу за ним;
  • справка из фонда занятости о получении статуса безработного и т. д.

Поиску нужных записей о трудовой деятельности очень помогают архивы. Именно туда работодатели обязаны сдавать документы на хранение. ПФР может самостоятельно подготовить запрос в архив, от вас нужно заявление. Если в архиве документов нет, то он пришлет соответствующую справку. С ней можно попробовать подтвердить через суд свой стаж.

Если предприятие ликвидировано, и пенсионер не знает к кому обратиться, то в ПФР помогут узнать, кто стал правопреемником, и в какой архив надо отправить запрос.

Бывают случаи, когда не помогла ни трудовая книжка (а чаще ее отсутствие), ни запросы работодателям и архивам. Документы, подтверждающие стаж, отсутствуют. Тогда закон разрешает привлекать двух и более свидетелей. Это люди, которые трудились вместе с вами в одной компании и в одно и то же время, что должно быть зафиксировано в документах. Именно их свидетельские показания помогут подсчитать все годы вашей трудовой деятельности.

Пенсионер к заявлению на привлечение свидетелей может приложить:

  • справку от органов власти о том, что на ее территории произошло стихийное бедствие (конкретная дата и место);
  • справку от работодателя о невозможности восстановления документов работника в связи со стихийным бедствием или по иным причинам не по вине работника;
  • справку из архива об отсутствии документов на конкретного человека.

Стаж на основе показаний свидетелей не может быть больше половины необходимого страхового стажа для назначения пенсии.

В судебном порядке

Архивная справка, образец 1

После рассмотрения всех представленных документов и свидетельских показаний при необходимости ПФР выносит решение. Если оно не в вашу пользу, то еще не все потеряно, и можно обратиться в суд. До подачи искового заявления надо собрать доказательную базу:

  1. Показания свидетелей.
  2. Все имеющиеся документы о подтверждении стажа.
  3. Письменный отказ из ПФР о включении в стаж каких-то лет работы.
  4. Справка из архива об отсутствии документов.

Заключение

В процессе подготовки материалов к статье я лишний раз убедилась, насколько упрощена сейчас процедура сбора и хранения личных данных. В личном кабинете ПФР я проверила всю информацию о своей 20-летней трудовой деятельности. Все оформлено верно. Уверена, проблем с оформлением пенсии не будет.

И знаю, что люди, проработавшие большую часть жизни еще в СССР, сталкиваются с трудностями. Например, моя мама оформляла через ПФР запрос в архив другого города, чтобы найти сведения о работе на давно канувшем в лету предприятии. Информацию нашли. А у вас все в порядке на лицевом счете в Пенсионном фонде? Проверяли?

You May Also Like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector