Причины расторжения церковного брака

VI. Развод по душевной болезни – сумасшествию

По действующему ныне закону (Т.X ч.I, изд. 1900г., ст.37) душевные болезни, вылившиеся в форму сумасшествия, служат основанием для признания брака недействительным, как заключенного при условиях, не допускающих его существование. Такое сумасшествие, конечно, должно быть добрачное, существовавшее в наличии при самом совершении брака, и признанное как таковое в установленном (ст.375–376 Т.X ч.I, изд. 1900г.) порядке.

Поставив на обсуждение принципиальный вопрос о том, может ли душевная болезнь быть признана поводом к разводу, особое Совещание остановилось прежде всего:

а) на выяснении самого понятия душевной болезни – т.е. всякая ли форма, всякий ли вид такой болезни можно положить в основание для расторжения брака и затем,

б) какова в этом значении должны быть душевная болезнь со стороны времени ее проявления, добрачная ли только или послебрачная, или, наконец, безразлично – та или другая.

В своих суждениях по сему предмету Совещание исходило из представления о православном браке как о союзе двух лиц, цель которого – духовное общение супругов, совместная христиански-семейная жизнь их для благословенного рождения и христианского воспитания детей. «С этой стороны, – говорит один из членов Совещания – проф. Глубоковский, – душевные болезни в некоторых своих формах делают достижение брачных целей невозможным или опасным для супруга либо для потомства». «Душевная болезнь, – продолжает проф. Глубоковский, – часто является для обоих супругов непредвиденным и неожиданным несчастием, для которого они заранее не имели ни решимости, ни средств, а потому нежелающего или немогущего нести это иго едва ли справедливо принуждать к этому. Вполне верно, что христианская заповедь о любви к страждующим и о терпении в испытаниях является особо обязательною для членов брачной четы, образующих единую плоть. Однако, все это имеет место только для предшествующих бракоразводному процессу моментов, когда церковная власть и пастырское участие должны употреблять все меры помощи и увещания к поддержанию болезнующего брачного союза. Но при бракоразводном иске выступает такой супруг, который уже не имеет и исчерпал все силы, истощился в терпении, дошел до крайних пределов отчаянии, сам не далек от душевного расстройства или еще более роковых шагов, а о церковных инстанциях предполагается основательная презумпция, что он не владеет более средствами уврачевать немощное и восполнить оскудевающее. При наличности этих именно условий,очевидно, нет самых материалов для брачного единения, которое необходимо рушится фактически и не может быть удержано голым вотумом юридической нерасторжимости. Тогда не будет и благословенной цели для терпимости к подобной фикции или по отношению к ней. В поводы для бракорасторжения из психических болезней надлежит принимать лишь такие тяжелые и непосильные для здорового супруга формы, которые компетентным медицинским судом удостоверяются, как не соответствующие нормальной брачной жизни, не поддающиеся излечению и не обещающие его«. Приведенные рассуждения проф. Глубоковского восполняются таким мнением, высказанным другим членом того же Совещания – проф. Остроумовым. »Что касается вопроса о несении креста и о человеколюбии к больному супругу, – говорит проф. Остроумов, – то неизвестно еще, кто больше страдает и нуждается в человеколюбии – здоровый супруг или больной. В этом вопросе соприкасаются, но и взаимно исключают одна другую две точки зрения: церковная, которая стоит на стороне больного супруга и заповедует здоровой половине заботиться о больном и нести крест брачного союза с ним до конца, и гражданская, которая может взять под свое покровительство семью и супруга здорового и дать ему возможность разойтись с заболевшим супругом и начать с другим лицом новую, нормальную семейную жизнь. При выяснении этих двух точек зрения нужно иметь ввиду, что сумасшествие вносит такое изменение в психическую и телесную натуру человека, которое затемняет, изменяет и как бы разрушает личное сознание человека, делая его невменяемым и не ответственным за свои поступки. Вследствие сего невольно возникает вопрос: может ли, должен ли продолжаться при таком условии брачный союз? Должно ли христианское законодательство предпринимать меры для предотвращения тех тяжелых последствий, которые вносит в семью, а через нее и в общество, сумасшествие известного, сделавшегося невменяемым, субъекта? И только с этой точки зрения и нужно ставить вопрос о желательности или нежелательности, возможности или невозможности развода по сумасшествию одного из супругов».

Суммируя высказанные членами Совещания суждения, из коих мы привели два, как наиболее полные и компетентные касательно душевных болезней как основания к разводу, Совещание нашло приемлемым признать поводом к расторжению брака неизлечимое сумасшествие (термин строго определенный в законе – ст.366 Т.X ч.I, изд. 1900г.) одного из супругов, засвидетельствованное установленным в законе порядком. К этому положению Совещание присоединило еще одно, а именно: желательно, чтобы разведенный по сумасшествию, больной супруг был обеспечен со стороны здорового супруга в средствах существования.

Само собою понятно, что право иска о разводе по сумасшествию принадлежит только супругу здоровому; понятно также и то, что нет необходимости вести речь о праве больного супруга на вступление по разводу в новое супружество, ибо раз данное лицо признано неизлечимо сумасшедшим, оно не может вступать в брак, запрещенный с таковыми лицами законом (Т.X ч.I, изд. 1900г., ст.5).

Развод после венчания

Выражение «семейная лодка разбилась о быт» известно большинству семейных пар. Для некоторых – это всего лишь фраза, а для кого-то – жизненные реалии. Казалось, не так давно «пела и плясала свадьба», а в церкви Вы давали клятвы верности и обещание хранить свою семью, освященную Божьим благословением.

Этот вопрос интересует тех, кто только собирается разводиться, и тех, кто после первого неудачного брака желает создать новую семью, и пройти вновь Таинство венчания.

Для тех, кто считает, что если существует развод, то существует и развенчание, сразу ответим: такого понятия, как «развенчание» в Церкви не существует.

   До переворота 1917 г. культурные основы русского человека во многом опирались на принципы, заложенные в процессе становления православной церкви. Роль церкви в качестве регулятора общественной жизни в прежние времена была более сильной.

Прежде всего, это проявлялось в том, что браки заключались преимущественно в лоне церкви, и венчание в таком случае было обязательным. В современном обществе все изменилось, брачные отношения поменяли свое качество и на венчание решается далеко не каждая пара.

Причины расторжения церковного брака

Тем более что количество разводов увеличивается с каждым годом. А как быть, если пара была обвенчана? Возможен ли церковный развод?

   Обряд венчание – это невероятно красивая и глубокая по своей сути церемония. Но, к сожалению, не все пары воспринимают это таинство со всей ответственностью. Считается, что браки заключаются на небесах и после венчания пара соединяется невидимыми узами на всю оставшуюся жизнь.

   Согласно церковным канонам невозможно развести людей, чей союз заключен на небесах. Церковный брак невозможно прекратить, поэтому процедуры развенчания не существует. Однако после официального развода и при заключении нового брака, вы можете попросить благословения на союз с новым избранником.

Перед тем, как решиться на это, вам нужно быть уверенным в том, что вы не сможете сохранить вашу семью. Для того чтобы получить разрешение на расторжение обряда венчания, вам нужно обратиться в областную Епархию. И только после того, как там вы получите благословение на союз с новым партнером, вас смогут обвенчать. С этой просьбой можно будет обратиться в любой храм.

   Причины для развенчания должны быть действительно серьезными, ваши личные недопонимания с супругом не являются основанием для столь важной процедуры. Священнослужитель просто не воспримет вас в серьез

      1. Измена супруга. Если супруг постоянно изменяет или живет на две семьи;

      2. Насилие в семье. Супруг избивает жену и детей;

      3. Признание супруга недееспособным. Это может быть основанием, но с точки зрения православной этики, этот поступок не является гуманным. Получается, что вы бросаете человека в беде и не хотите ему помочь;

      4. Супруг решил поменять вероисповедание, например, принял ислам;

      5. Сокрытие супругом ВИЧ-инфекции или венерического заболевания;

      6. Совершение супругом тяжкого уголовного преступления;

      7. Супруг признан пропавшим без вести уже более 5 лет;

      8. Супруг стал наркоманом или алкоголиком.

   Благословение на новый брак дается только тому, кто неповинен в разрушении семьи. К каждому конкретному случаю церковь подходит индивидуально. Батюшка может посчитать, что оснований недостаточно и отказать в развенчании. По церковным канонам брак может быть заключен не более трех раз.

      1. Паспорт;

      2. Свидетельство о расторжении брака;

      3. Свидетельство о венчании;

      4. Свидетельство о заключении нового брака;

      5. Прошение управляющему Епархией на расторжение церковного брака;

      6. Документы, подтверждающие причины для расторжения брака.

Прежде чем, обращаться в церковь с просьбой о развенчании, вам нужно всеми силами постараться сохранить семью. Только после того, как вы будете уверены, что спасти семью не удастся, вы можете начать задумываться о развенчании брака. Однако стоит помнить, что такой процедуры как таковой не существует, но существует благословение на новый брак.

   Если вы просто не сошлись характерами, постоянно конфликтуете и спорите – это не будет считаться серьезной причиной для развенчания.

   К сожалению, многие пары воспринимают венчание просто как красивую традицию и не задумываются о том смысле, который смысл заложен в этом таинстве. Венчание связывает людей на всю жизнь и соединяет их на небесах после смерти.

Церковь – это не зал судебного заседания. Поэтому отнеситесь к этому шагу со всей глубиной вашей души.

Семейное право {amp}gt; Развод {amp}gt; Можно ли развенчаться в церкви, если брак распался?

В большинстве случаев современные пары не относятся серьезно к процессу венчания и превращают церемонию в показательное выступление.

Отношение к официальному браку часто такое же несерьезное, поэтому, после развода в ЗАГСе, возникает вопрос о развенчании.

Причины расторжения церковного брака

Как развенчаться в церкви после развода, и какие основания для такой процедуры принимает церковь?

Тогда как в ЗАГСе подписи ставятся на бумаге, венчание в церкви происходит перед Богом и отождествляется со свадьбой на небесах.

Несмотря на то, что официально церковь не воспринимает понятие «развенчаться», на практике это можно сделать, лишь проведя повторное венчание.

Предлагаем ознакомиться  Объявлен в розыск должник причины

Всегда ли можно развенчаться, если брак распался? У церкви для этого существуют свои причины, и даже они не всегда могут быть весомыми для того, чтобы получить разрешение на повторное венчание.

  • один из супругов пропал без вести;
  • сводничество;
  • побои в семье;
  • пристрастие к наркотикам или алкоголю одного из партнеров;
  • заключение другого брака в ЗАГСе;
  • болезни, из-за которых здоровье будущих детей находится под угрозой (сифилис, СПИД и т. д.);
  • бесплодие одного из партнеров;
  • смена веры;
  • аборт без согласия мужа;
  • измена.

Зная, в каких случаях можно развенчаться, можно заранее определить вероятность получения разрешения на повторное венчание.

68369

Конкретная процедура развенчания церковного брака отсутствует. По факту, единственный выход – получение благословления на повторный брак.

Итак, что нужно, чтобы развенчаться и каким этапам необходимо следовать:

  1. Сбор документов. Информацию о том, какие документы нужны в 2018 году, лучше уточнять у служителей церкви, в которую вы обратились. Чаще всего это стандартный набор – свидетельство о расторжении брака в ЗАГСе, свидетельство о проведении церемонии венчания в церкви, паспорта и медицинские справки или иные доказательства того, что ваша причина серьезная.
  2. Подача прошения на имя архиерея. Проконсультируйтесь со служителями церкви, в которой вы желаете венчаться повторно, о том, какой формой прошения воспользоваться. В некоторых случаях можно подать прошение на развенчание, хотя самой процедуры не существует – только заявление. Вам предоставят образец заявления и уточнят, на какое имя отправлять прошение и в какую епархию.
  3. Собеседование со священником. На данном этапе необходимо будет указать причины для развенчания, и они должны быть основательными.
  4. Повторное венчание в храме, который вы сами выберите.

Повторное венчание, а, следовательно, развенчание предыдущего брака, возможно после заключения официального брака в ЗАГСе с другим человеком.

Обряд развенчания, то есть повторное венчание, будет проводиться так же, как и первый раз, однако на головы супругов не будут возлагаться венцы. Делается это только при первом венчании.

Многие задаются вопросом, можно ли развенчаться без согласия мужа и без его присутствия.

Ответ вполне логичный – поскольку для развенчания необходимо повторное венчание, бывшему мужу присутствовать при этом не обязательно, соответственно, согласия жены добиваться тоже не нужно.

Единственное основание – официальное расторжение брака в ЗАГСе и основательная причина. Если благословение вы получили, на повторном венчании должны быть обязательно только будущие супруги.

Зная о том, как происходит процедура развенчания, стоит еще раз основательно задуматься над тем, стоит ли это делать, и какую ответственность перед Богом вы несете.

Перед венчанием убедитесь в том, что брачные узы действительно нерушимы и в том, что вашему партнеру вы доверяете и полагаетесь на него безоговорочно и навсегда.

Принято считать, что после смерти обвенчанные супруги воссоединяются на небесах. Помните об этом, если вера для вас важна, а церемония венчания нужна не просто для красивых фотографий.

После развода в ЗАГСе или в суде пройти процесс развода в церкви невозможно, никто не выдаст вам документ, подтверждающий, что вы больше не связаны перед Богом с вашим бывшим супругом.

Для развода по мирским меркам достаточно лишь свидетельства из отдела записи актов гражданского состояния, расторжение же церковного союза возможно только посредством повторного венчания.

Мирские причины не всегда считаются достаточно вескими основаниями для расторжения брака, то есть если вы не сошлись в интересах с супругом, проблемы связаны с финансами, то будьте готовы к тому, что церковь осудит ваш развод. Второй брак дозволяется тому супругу, который неповинен в расторжении первого брачного союза. Повторное бракосочетание для тех, кто повинен в прелюбодеянии разрешается только после исполнения епитимьи, наложенной на него церковью.

Так как такой процедуры, как развенчание, по факту не существует, а есть лишь благословение на повторное венчание, то приходить с бывшим мужем или бывшей женой не требуется.

Для повторного церковного брака обязательно лишь присутствие вас и вашего нового избранника, бывший супруг на повторном венчании присутствовать совершенно не обязан.

Причины расторжения церковного брака

Если вы решили расторгнуть предыдущий союз и вступить в брак повторно и пройти процедуру венчания во второй раз, то вам будет необходим следующий перечень документов, чтобы правильно подать прошение:

  1. Паспорт,
  2. Свидетельство о расторжении первого брака,
  3. Свидетельство о заключении брака церковного,
  4. Если развенчание происходит по причине того, что супруг потерял дееспособность, болен неизлечимой болезнью, то следует предоставить медицинские документы, подтверждающие это, а также свидетельство о смерти, если первый супруг умер.

Православная церковь предусматривает повторное венчание без каких-либо порицаний только в одном случае – смерти одного из супругов. Во всех остальных ситуациях, священники отрицательно относятся к такому вопросу, как развенчаться в церкви.

VIII. Развод по намеренному оставлению

По обсуждению вопроса о включении намеренного оставления одного супруга другим в число поводов к разводу, Особое Совещание в представленных им Святейшему Синоду двух проектах: первоначальному и повторному – окончательному, пришло к диаметрально противоположным заключениям: по первому проекту оно признало намеренное оставление достаточным основанием к расторжению брака, по второму – отвергло его. Такие противоречивые заключения Совещания по одному и тому же предмету объясняются, с одной стороны, резким изменением самого состава Совещания при составлении второго проекта, пополненного пятью новыми лицами, из коих три известнейшие ученые в науке церковного права: профессоры Глубоковский, Остроумов и Соколов, а с другой стороны, и тем, что при вторичном обсуждении вопроса о намеренном оставлении как повода к разводу Совещанием были приняты в соображение и поступившие по сему предмету отзывы Преосвященных членов Святейшего Синода. Вот в кратких чертах тот материал, как вывод из которого получились эти, одно другое исключающие, заключения Совещания.

Первое заключение – о приемлемости намеренного оставления одного супруга другим за основание к разводу, Совещание обосновало всецело и исключительно на доводах, высказанных бывшим профессором Московской Духовной Академии Заозерским в его докладе в одном из отделов Предсоборного Присутствия (см. отдельную брошюру его «Злонамеренное оставление одним супругом другого как основание расторжения брака», изд. 1904 года). Доводы эти следующие. По мысли профессора Заозерского, злонамеренное оставление одним супругом другого:

а) по существу есть преступление против супружеской верности, разрушающее брачный союз;

б) признавалось достаточным поводом к разводу в каноническом праве восточной Церкви с IV века (пр. св. Вас. Вел. 9, 35 и 46), причем оставление по смыслу правил признается грехом б
ольшим, чем случайное падение в прелюбодеяние;

в) этот повод удерживался все время и в Византийском законодательстве, исключая небольшой промежуток времени действия Эклоги Льва Исаврянина (740–870 гг.);

г) и у нас, в Русской Церкви, этот повод был признаваем в XVIII веке;

д) расторжение брака в таком случае дает выход из невозможного положения супругу неповинному, и

е) может служить обузданием для супруга ветреного.

Присоединив к приведенным доводам соображение общего порядка о том, что намеренное оставление одним супругом другого влечет за собою глубокий семейный разлад, в корне порванную супружескую жизнь, и расторжение брака в таком случае давало бы выход из тяжелого положения неповинному оставленному супругу, Совещание по данному вопросу выработало такие два положения:

(а) поводом к расторжению брака служит намеренное оставление одного супруга другим, сопровождающееся раздельным жительством супругов в течение не менее трех лет, и

(б) супруг, по вине коего в намеренном оставлении другого супруга расторгнут брак, подвергается 7-летней церковной епитимии, с сокращением срока её в случае искреннего раскаяния до двух лет.

В объяснение сего последнего положения Совещанием высказано, что раз в настоящее время по русскому православному бракоразводному праву супругу, виновному в нарушении супружеской верности, по расторжении брака дозволяется вступление в новый брак, то супругу виновному в намеренном оставлении тем более нет оснований отказывать в таковом разрешении. Но виновный в намеренном оставлении супруг по расторжению брака должен быть, на основании пр. 35 св. Василия Велик., подвергаем церковной епитимии. И так как св. Васил. Велик. (пр. 9) намеренное оставление одного супруга другим приравнивает к прелюбодеянию, а за последнее виновные, по церковным канонам (VI Вс. соб. 87, Вас. Вел. 77 и Анкир. Соб. 20), подвергаются семилетней епитимии, то и супруг, намеренно оставивший другого супруга, должен по расторжении брака подвергаться семилетней епитимии; в случае же обнаружения епитимийцем достойных плодов покаяния, срок епитимии может быть сокращен до двух лет. Ко второму заключению – о неприемлемости намеренного оставления одного супруга другим за основание к разводу – Совещание пришло отчасти под влиянием отзывов членов Святейшего Синода, из коих между прочим Митрополит С.-Петербургский высказался против включения намеренного оставления в число поводов к разводу потому, что это увеличило бы возможность легких разводов, сообщило бы брачному союзу большую неустойчивость, а Митрополит Московский – потому, что указанный повод, по его мнению, не имеет за собою канонических оснований; решающее же значение в данном случае имели, несомненно, авторитетные отзывы, высказанные в Совещании профессорами Глубоковским и Соколовым. Отзывы эти считаем необходимым привести с возможною полнотой.

Профессор Глубоковский находит, что те канонические основания (9, 35 и 46 пр. св. Вас. Велик.) выдвинутые проф. Заозерским, на коих Совещание утвердило свое первое заключение о приемлемости намеренного оставления за повод к разводу, представляют собою спорную мотивировку, не могущую привести к такому заключению. «Правило 9 Вас. Велик., – говорит проф. Глубоковский, – констатирует существовавший тогда обычай в бракоразводе, где, вопреки разуму Писания, продолжала господствовать практика о неравенстве мужа и жены, с преимуществом первого над второй. Вас. Велик. принципиально не одобряет этого обычая, но приспособляется к нему, христиански облагораживает его и заповедует жене лучше терпеть, чем расходиться с сожителем, т.е., конечно, в смысле совершенного расторжения брака. Посему, когда она допустит это запрещенное действие, брак оказывается вполне расторгнутым и «оставленные женою муж достоин извинения, и живущая с ним вместе не осуждается». Для мужа это есть бесспорный развод- фактический и формальный, ибо о том случае, если он сам отказывается от жены и переходит к другой, говорится, что тут прелюбодейство. Отсюда вытекают следующие положения:

Предлагаем ознакомиться  Нодо ли для развода свидетельство о браке

а) для жены никакое оставление мужа и ни при каких обстоятельствах не допускается, почему по её инициативе не может быть для неё развода;

б) тем не менее это оставление ею мужа совсем не будет намеренным или злонамеренным в нашем смысле, потому что мотивируется уважительными причинами, которые для жены не признавал бракорасторгающими лишь тогдашний обычай языческого (римского) происхождения и характера;

в) даже при таком обычае оставившая жена несет в новый брак вину прелюбодеяния именно за это юридическое преступление, а не в силу сохранения прежнего брака, ибо первые её муж получает полный развод, но

г) последнего и он сам по себе не приобретает простым фактом оставления жены, а в комментирующем 87-м Трулльском каноне категорически замечено, что таковый муж «повинен суду прелюбодеяния».

Из правила 35 св. Вас. Велик. можно вывести единственно то, что и для жены мыслимы случаи законного оставления, причем оно (законное оставление) приносит ей развод со всеми правами для новой брачной жизни. Без этого условия оставление не допускается и, конечно, не дает прав на новый брак. Еще менее оправдывает бракорасторгающую энергию «оставления» правило 46 св. Вас. Велик., где трактуется о невиновности вступившей в брак с тем, кто оставлен на время женою, а потом отпущенной им по причине возвращения прежней жены. По всей видимости, здесь речь не о злонамеренном оставлении, но о разлучении согласно 1Кор.7:5, причем во всяком случае новое сожительство не считается нормальным браком, а только невинно пострадавшая не подвергается строгим прещениям, хотя брак ей все же не рекомендуется. В результате выходит, что рассмотренные каноны вовсе не утверждают бракорасторгающей важности за намеренным оставлением, как они и вообще не дозволяют даже простого супружеского разлучения на долгое время и без взаимного согласия. А помимо всяких канонических основании пришлось бы допустить, что произвольное оставление одного супруга другим расторгает их брачный союз самым своим фактом, которые открывает свободу для новых бракозаключений. Если так, то мы имеем для сего совершенную аналогию в раввинской практике женоотпущении по всяким поводам со стороны волящего супруга, а вместе с тем, находим и безусловное решение в словах Господа, Который категорически возбраняет подобные акты и последовавшее за ними брачное сопряжение прямо называет прелюбодеянием. «По изложенным соображениям, – заключает проф. Глубоковский, – разумеемое оставление само по себе не может быть принято в поводы к разводу, а если такое оставление допущено по основательным причинам, то бракоразводный иск должен мотивироваться именно последними (основательными причинами) и разрешаться успехом уже не для оставленного, а исключительно в пользу благословно и вынужденно оставившего». В дополнение к отзыву проф. Глубоковского ссылаемся на статью проф. Гидулянова в «Юридических Записках» 1908г. «К вопросу о злонамеренном оставлении одним супругом другого как поводе к разводу» и брошюру проф. Громогласова «Определения брака в Кормчей» 1908г.

Профессор Соколов, с своей стороны, высказал, что и по его мнению нет канонических оснований признавать поводом к разводу намеренное оставление одного из супругов. «Если бы такие канонические основания были, – говорит проф. Соколов, – то они нашли бы то или другое отражение и в Византийском законодательстве. Но обзор гражданского законодательства Византии показывает, что в числе многочисленных поводов к разводу «намеренное оставление»- в прямом и буквальном смысле – совсем не указывается. Что касается церковного законодательства Византии, то оно прямо говорит против намеренного оставления, как бракорасторгающего основания. Обращаясь же к практике греко-восточной Церкви турецкой эпохи, можно встретить указания лишь на отдельные постановления, в которых намеренное оставление признавалось основанием к разводу и, во всяком случае, развод по намеренному оставлении одним супругом другого стал допускаться только в позднейшее время. Эти отступления от действовавшего в Византии закона явились лишь снисхождением, уступкою жизненной необходимости, вызванной исключительными обстоятельствами в положении христиан в Турции: тяжелые экономические и политические условия заставляли греков надолго, иногда на 3–5 лет, эмигрировать с родины, что и влекло за собою полный распад брачного союза«.

К приведенным отзывам профессоров Глубоковского и Соколова единодушно присоединились все прочие члены Совещания, за исключением С. Григоровского, заявившего, что он подает голос против включения намеренного оставления в число бракорасторгающих оснований только потому, что все ранее принятые Совещанием положения о бракорасторгающих основаниях покоятся исключительно на строго канонических и церковных основаниях, коих непосредственно для намеренного оставления не имеется; а если бы проект поводов к разводу утверждался на условиях и обстоятельствах жизненных, то он без колебания высказался бы за принятие этого нового повода к разводу. И ныне мы остаемся при том же мнении. Независимо от того, по каким причинам (а несомненно не без оных), и от которого из двух супругов они исходят, оставил один супруг другого и получилось разножительство супругов, но раз это разножительство стало в жизни супругов фактом твердо установившимся и бесспорным, раз всякие способы к направлению их на совместную жизнь исчерпаны и бесполезны, спрашивается, есть ли между ними брак в полноте того понятия, того существа, какие ему усвоены; есть ли возможность в таком браке осуществить его назначение, его цели – супружеское, телесное и духовное единение и благословенное воспитание детей. Конечно, нет. А ведь такое состояние брака, или лучше сказать фактическое его отсутствие, само по себе и ранее признавалось основанием к прекращению брака (напр., развод по безвестному отсутствию), признается и Совещанием (напр., развод по сифилису). Вот почему в свое время, когда в том же Совещании шла речь о введении у нас института раздельного жительства супругов, нами было высказано, что раздельное жительство супругов – есть брачная аномалия, вводящая учреждение какого-то особого вида брака, нечто в роде полубрака, и как таковая, с точки зрения Церкви, не может быть терпима, а тем более легализована. Церковь в лице своих служителей должна принимать все доступные ей меры к соединению супругов в единую, нераздельную семью, в противном случае благословнее было бы допустить развод и по раздельному жительству супругов.

В каком порядке необходимо действовать

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните на бесплатную горячую линию:

8 800 350-13-94 — Для регионов России

8 499 938-42-45 — Москва и Московская обл.

8 812 425-64-57 — Санкт-Петербург и Ленинградская обл.

После того как венчанные муж с женой развелись официально, необходимо обратиться в церковь и пройти процедуру расторжения уже церковного брака. Русской православной церковью определен установленный порядок развенчания, который можно пройти в течение 2–3 недель.

В первую очередь, чтобы развенчаться, надо посетить тот приход, где происходило венчание, нужно постараться пообщаться именно с тем священником, который проводил таинство. Если это невозможно, обращаются в церковь, которая находится в непосредственной близости. С мужем и женой общается настоятель, который проводит частную беседу, узнает причины принятия такого решения и рассказывает о последствиях.

Далее, инициаторы процедуры пишут прошение на имя Управляющего Епархией. В документе должна быть указана дата венчания и место, где супруги венчались, рассказана полная история семейной жизни. После этого, нужно назвать причины, которые послужили основанием для развенчания. Все необходимо подтвердить официальными документами и справками, заверенными юридически. Кроме того, к прошению настоятель прикладывает свой рапорт, в котором излагает личное отношение к случаю.

В списке необходимых документов, прикладываемых к прошению, выделяют следующие:

  • выданное ЗАГСом свидетельство о расторжении брака;
  • если один из супругов живет в новом браке, нужно свидетельство о его заключении;
  • свидетельство о венчании;
  • согласие второго супруга на развенчание, подписанное им лично и заверенное юридически;
  • документы, подтверждающие причины того, что супруги хотят расторгнуть церковный брак.

Сначала муж и жена должны развестись официально — в загсе. И только после этого можно задуматься, как развенчать церковный брак и обратиться за консультацией к батюшке.

Русской православной церковью определена поэтапность процесса, который пара сможет пройти в течение двух недель.

Первоначально нужно отправиться именно в тот приход, где было совершено таинство венчания. Желательно поговорить именно с тем священником, который выполнял обряд. Так, если свадьба прошла на территории Московской области, то развенчание может быть совершено только в Москве. Если же пара регистрировала церковный брак в другом городе, куда в нужный момент нет возможности попасть, то разрешается обратиться в ближайший церковный приход.

С каждым из пары священник разговаривает по отдельности, пытаясь выяснить основную причину развода и пояснить, какими будут последствия.

После беседы нужно направить прошение на имя Управляющей Епархии, в котором должны быть указаны дата венчания и место, где проводилось таинство

Важно описать всю семейную жизнь супругов, чтобы было понятно, что причина развода не придумана с какой-либо другой целью. Все причины развенчания требуется подтвердить справками и документами, заверенными у юриста

Последним важным документом станет письмо священника, который в нем высказывает свое мнение и отношение к семейной паре.

Список необходимых документов, которые требуется приложить к заявлению, состоит из таких бумаг:

  • свидетельство о разводе, выданное загсом;
  • документ о новом браке (если кто-то из пары уже заключил его);
  • документ, подтверждающий венчание;
  • нотариально заверенное согласие второй половины на развенчание;
  • документы, подтверждающие причины решения расторгнуть брак.

Все это прикладывается к заявлению в виде ксерокопий. Оригиналы остаются у отправителя.

8 800 350-13-94 — Федеральный номер

8 499 938-42-45 — Москва и Московская обл.

8 812 425-64-57 — Санкт-Петербург и Ленинградская обл.

Обратите внимание, что нужно подавать только копии документов. Оригиналы всегда должны быть на руках заявителя

Святые Отцы и учителя Церкви о расторжении брака по причине прелюбодеяния

Прежде чем разобрать понятие «развенчание церковного брака», следует понять, в чем же заключается суть самого брака. Самое первое, что он преследует, – это любовь, научение этому чувству в лоне семьи. В церковном понимании брак считается идеальной школой любви. Также церковный брак – это особое благословение Бога. Супруги всегда могут рассчитывать на помощь в трудные для семьи времена.

Конечно, мы все любим, когда вступаем в брак и желаем венчаться. Однако что значит наша любовь? Зачастую это наслаждение другим человеком ради собственного удовольствия. “Мне хорошо с ним/с ней”. Но суть немного отличается. Верующие люди вступают в церковный брак, чтобы помогать друг другу в духовной жизни.

Предлагаем ознакомиться  Решение суда о расторжении брака срок действия

Сегодня это понятие исковеркано, и таинство венчания превратилось в дань моде. Человек вдруг понял, что это красиво и необычно (особенно на постсоветском пространстве). Но в душе нет того трепета перед вступлением в супружескую жизнь, перед таинством венчания, перед Богом. Очевидно, именно поэтому так много разводов.

Развенчание церковного брака на сегодняшний день является вполне обычной процедурой. Но все же нужно рассмотреть, как происходит соединение двух любящих людей в лоне церкви.

Следует заметить, что само таинство венчания является сравнительно молодой традицией и пришло на Русь где-то в XV-XVI веке.

В Византии же это таинство было привилегией только богатых людей, а для более простого сословия существовало благословение епископа и совместное причащение.

Причины расторжения церковного брака

На сегодняшний день существует устоявшийся чин венчания, который был сформирован в IX-X веках. И тут следует понять, что возник новый тип брака – это союз навсегда, даже после смерти.

Тут перестала существовать возможность даже мысли о другом супружестве. Человек безгранично верил в свой союз и делал все возможное, чтобы его сохранить.

Конечно, в наше время все совсем не так, но суть венчания такова.

Само же таинство происходит после обручения будущих супругов. Они должны прийти в церковь с зажженными свечами, стать перед аналоем. Стоящий перед ними священник начинает церемонию с вопросов о твердости их намерений.

Если получен утвердительный ответ, то венчание продолжается. Пара благословляется, читаются молитвы, возлагаются венцы на их головы. Далее вновь читаются молитвы, супруги трижды обходят вокруг аналоя вслед за священником.

Следует заметить, что венчание не совершается во время постов, святок, пасхальной недели, во вторник и четверг (среда и пятница считаются постными днями).

Для расторжения союза нужны веские причины. Развенчание церковного брака возможно в следующих случаях:

  • измена одного из супругов;
  • вступление в брак одного из супругов;
  • отлучение от православия одного из супругов;
  • невозможность родить детей в браке;
  • долгое отсутствие супруга без вестей;
  • психическая болезнь одного из супругов;
  • опасность или уже совершенное насилие в браке над кем-либо из супругов или детей;
  • сильное пристрастие или зависимость от алкоголя или наркотиков и др.

В целом этот небольшой перечень может быть еще дополнен, так как ситуации бывают разные.

Теперь рассмотрим развенчание церковного брака, процедура которого не совсем обычна. Как такового церковного развода не существует. Вам просто выдается благословение на новое венчание. Однако дают его с учетом всех причин, по которым предыдущий брак может считаться недействительным.

Процедура такова. Вам необходимо подать прошение в Епархиальное управление. В каждом городе можно найти представительство, куда обратиться. К примеру, развенчание церковного брака в Москве можно осуществить в Новодевичьем монастыре. Туда же и нужно ехать подавать прошение.

Вам понадобятся документы для подачи. Во-первых, возьмите свой паспорт, затем свидетельство о заключении нового брака.

Присутствие второго бывшего супруга при расторжении совсем не обязательно, ведь, как было сказано выше, получается благословение на повторный брак.

После того как вы получили разрешение, можете обратиться в любой храм с просьбой вас обвенчать. Но следует знать, что если оба супруга в прошлом уже были венчаны, то таинство будет происходить вторым чином (венцы не возлагаются). Если же кто-то из супругов ранее не был венчан, то церемония проходит, как обычно.

Однако следует знать, что повторное вступление в церковный брак не очень одобряется. Конечно, учитывается то, что все мы не идеальны, имеем большое количество грехов. Существует лишь один случай, когда повторный брак менее порицаем. Это смерть супруга/супруги.

Теперь вы знаете, как происходит развенчание церковного брака. Во второй раз венчаться может только не виновный в расторжении предыдущего брака супруг. Тот же, кто был в этом повинен, может вступить в новый союз только после покаяния и епитимии, которую накладывает священник в соответствии с канонами.

Само же венчание уже происходит не так торжественно, как в первый раз. Для тех, кто собирается вступать в брак в третий раз, устанавливается более длительная и строгая епитимия.

Заключение

Как видим, развенчание церковного брака – это совсем не сложная процедура.

Однако прежде чем решиться на это шаг, следует задать себе вопрос: все ли вы сделали, чтобы спасти свой союз? Ведь брак не должен быть игрушкой, нельзя пожить сначала с одним человеком, а потом вдруг решить, что он тебе не подходит.

Причины расторжения церковного брака

Храните семейные ценности, держите свое слово, данное перед алтарем. Если же нет возможности жить с этим человеком и строить отношения, то обратитесь за разводом, обосновав причины. Если они будут найдены весьма убедительными, то вы его получите.

Если вдуматься в библейский текст, то ответ на вопрос «как развенчать церковный брак» очевиден – никак. Тем не менее, в некоторых христианских церквах развод хоть и не приветствуется, но допускается. Что делать после развода, если супруги были венчаны, расскажем в статье.

Бог задумал союз мужчины и женщины вечным. Венчание – это особый обряд. Любящая пара получает благословение на совместную жизнь, воспитание детей и преодоление жизненных неурядиц.

Венчание – серьезный шаг. Подразумевается, что пара будет вместе вечно

К церковному бракосочетанию следует подходить со всей ответственностью. У христиан не должно быть разводов – это решение супругов не приветствуется ни в одной конфессии.

В христианстве, а в частности в православной церкви, не существует понятия «церковный развод» или «развенчание». Но что же делать, если брак распался?

Церковный развод – есть ли такое понятие

Несмотря на порицание разводящихся пар, при некоторых причинах церковь может пойти на снисхождение и разрешить вступление в брак повторно. Неодобрения при вторичном венчании не встречают только в одном случае – если первый супруг умер. Но даже в такой ситуации в православной церкви допускается участие в венчании не более трех раз.

В некоторых случаях разрешается вступление в повторный брак. Возможные основания для развода в православии:

  • смена вероисповедания одним из супругов;
  • вступление вторым супругом в новый брак;
  • выявление проказы, ВИЧ-инфекции или сифилиса;
  • противоестественные занятия супруга – мастурбация, скотоложство, гомосексуализм;
  • покушение на жизнь или здоровье членов семьи;
  • неспособность к рождению детей;
  • вступление в брак против воли;
  • венчание при наличии законного супруга;
  • аборт;
  • грех прелюбодеяния (измена мужа или жены);
  • отбывание тюремного срока;
  • неизлечимая болезнь психологического характера (в том числе наркологические заболевания);
  • намеренное оставление одного из супругов.

Причины расторжения церковного брака

Бытовые причины, к примеру, «не сошлись характерами» или «муж мало зарабатывает», не могут стать основанием для развода в церкви и возможности вступления в повторный брак

Как можно доказать наличие основания? Как правило, перед вторым венчанием происходит таинство исповеди и беседа, где священнослужитель непременно задаст вопрос о причине развода.

Так, например, в византийском праве измена не считалась веской причиной для расторжения брака. При этом должно было соблюдаться одно условие – в неверности виновны обе стороны и супруги обоюдно простили друг друга.

А вот Библия гласит, что прелюбодеяние – это единственная веская причина для развода (от Матфея 5:31-32). Однако благословение священнослужителя на повторный брак сможет получить только тот, кто не был замешан и не виноват в измене.

Итак, выше были перечислены исчерпывающие причины для развода с точки зрения православной церкви. Надо ли развенчиваться? Так как понятия «развенчания», как такового, не существует, то делать ничего специально не нужно.

Сложности возникают при вторичном вступлении в брак

О процедуре развенчания церковного брака: можно ли в церкви, что для этого нужно

При повторном браке священник обязательно проведет беседу и уточнит, что послужило причиной развода, как живет бывший супруг/супруга сейчас, есть ли дети и т.д. Однако его благословения будет недостаточно. Придется подавать прошение в областную Епархию.

Никакого документа о расторжении брака церковь не выдает. Главная цель развода в церкви – получить благословение на второе венчание, так как первое признается безблагодатным.

Нужно ли развенчиваться при разводе – разломленный торт

Итак, как снимать венчание? После развода с мужем или женой получить разрешение на повторное бракосочетание непросто.

Процесс и правила в православной церкви выглядят примерно так. Подается письменное прошение в Епархиальное управление. Территориальное управление есть практически в каждом районном центре. Уточнить, куда направлять прошение и что нужно в нем указать следует в местной церкви.

В Москве «развенчание» происходит в Новодевичьем монастыре. Туда же можно направить прошение.

Для подачи прошения потребуется предоставить следующие бумаги:

  • общегражданский паспорт;
  • свидетельство о заключении нового брака;
  • свидетельство о том, что брак с бывшим мужем или женой расторгнут.

Бывшему супругу ехать вместе с заявителем не обязательно, так как прошение подается о новом венчании, а не о разводе. После того как разрешение получено, можно обращаться в любой храм с изъявлением желания обвенчаться. Сколько стоит венчание, нужно узнавать в храме.

Видео Процедура развенчания церковного брака

Вам понадобятся документы для подачи. Во-первых, возьмите свой паспорт, затем свидетельство о заключении нового брака. То есть повторное венчание возможно тогда, когда вы уже скрепили свой новый союз печатями светского закона. Еще вы должны взять свидетельство о том, что ваш прежний брак расторгнут.

Некоторые не принимают во внимание такой факт и продолжают жить свободной жизнью, завязывая новые отношения

О процедуре развенчания церковного брака: можно ли в церкви, что для этого нужно

Но для людей верующих очень важно при создании новой семьи обвенчаться, чем освидетельствовать свои серьезные намерения, искреннюю любовь и верность. А венчание становится невозможным, пока не расторгнут бывший церковный брак

А венчание становится невозможным, пока не расторгнут бывший церковный брак.

К процедуре развенчания стоит подойти со всей серьезностью, учесть все факты и доводы, чтобы не выглядеть смешно или глупо в глазах архиерея. Рекомендуется перед подачей прошения посоветоваться с батюшкой, учесть его наставления, и лишь после того обращаться в епархиальное управление. Посмотрите видео, в котором изложены советы мудрого священника, они направят вас на путь истинный и помогут устроить свою судьбу.

Поэтому разобраться с тем, возможно ли развенчание церковного брака, процедура которого требует особого подхода, следует подробнее.

  • Процедура развенчания церковного брака
  • Дополнительные поводы для развенчания
  • Поэтапный порядок действий
  • Повторная регистрация церковного брака
  • Когда можно венчаться снова

You May Also Like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector