Права потерпевшего по уголовному делу: на стадии следствия, в суде || Признание потерпевшим в уголовном процессе

Основные права потерпевшего

Основные права и обязанности потерпевшего установлены ст. 42 УПК РФ. Они касаются как расследования уголовного дела, так и его судебного рассмотрения.

Ключевые права потерпевшего по уголовному делу:

  1. Давать показания и делать это на родном или другом языке, которым потерпевший владеет.
  2. Пользоваться бесплатной помощью переводчика при необходимости как устного, так и письменного перевода.
  3. Отказаться от дачи показаний в порядке ст. 51 Конституции РФ, если речь идет о свидетельствовании против себя или своих близких родственников.
  4. Знать, какое обвинение (обвинения) предъявлено по делу.
  5. Представлять доказательства.
  6. Делать заявления, заявлять ходатайства и отводы.
  7. Иметь представителя, которым может быть адвокат, юрист, кто-то из близких родственников или иное лицо.
  8. Принимать участие в следственных действиях, которые проводятся по ходатайству потерпевшего (его представителя), если следователь разрешил такое участие.
  9. Знакомиться с постановлениями о назначении и заключениями экспертиз, а также протоколами всех следственных действий, которые проведены с участием потерпевшего, и делать замечания.
  10. Знакомиться с материалами уголовного дела после завершения расследования, в том числе в случае прекращения производства, а также делать необходимые выписки из материалов и снимать копии.
  11. Получать копии отдельных решений по уголовному делу: о возбуждении производства, о признании потерпевшим, об отказе в аресте обвиняемого, о прекращении и приостановлении производства, о передачи дела по подсудности, о назначении предварительного слушания и судебного заседания.
  12. Получать копии любых решений по уголовному делу, которые затрагивают интересы потерпевшего и о получении которых он ходатайствует.
  13. Участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела во всех инстанциях, выступать в прениях, поддерживать обвинение, знакомиться с протоколом судебного заседания и его аудиозаписью.
  14. Возражать против рассмотрения дела в особом порядке.
  15. Получать копии судебных решений, принятых по итогам судебных разбирательств в первой, апелляционной и других инстанциях.
  16. Участвовать в заседаниях суда, которые проводятся в связи с решением вопросов исполнения приговора.
  17. Обжаловать действия, решения, бездействие суда, органов и должностных лиц следствия, дознания, прокуратуры.
  18. Обжаловать приговор и другие судебные решения.
  19. Знать обо всех поданных по делу жалобах и представлениях, возражать против них.
  20. Отслеживать ход отбытия осужденным наказания, если об этом потерпевший (его представитель) заявил ходатайство и оно было удовлетворено судом.
  21. Ходатайствовать о применении мер безопасности (госзащиты) и получить их при наличии оснований.
  22. Получить возмещение вреда от преступления и расходов, связанных с участием в расследовании и судебном рассмотрении дела, в том числе расходов на юридическую помощь в лице представителя.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Перечень, указанный в ст. 42 УПК РФ, не является исчерпывающим. Потерпевший вправе пользоваться и другими правами, которые предусмотрены различными статьями УПК. Как правило, они касаются производства отдельных следственных действий и принятия отдельных процессуальных решений.

К особой категории прав следует отнести такие правомочия потерпевшего, которые не обусловлены принятием решения о признании потерпевшим. До вынесения соответствующего постановления фактически потерпевший вправе обратиться в правоохранительные органа в связи с совершением преступления. Также он вправе знать, какое решение принято по его заявлению, получить копию такого решения и обжаловать его в случае несогласия.

Некоторые права потерпевшего предусмотрены не только УПК РФ, но и другими нормативно-правовыми актами. Так, право на возмещение вреда от преступления следует из ст. 1064 ГК РФ. А вопросы применения мер госзащиты в отношении потерпевшего урегулированы специальным законом – № 119-ФЗ от 20 августа 2004 года «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Признание потерпевшим

Лицо, которое пострадало от преступления, уже фактически является потерпевшим. Однако положения ст. 42 УПК РФ касаются только таких ситуаций, когда статус потерпевшего оформлен юридически – дознание, следствие или суд принял соответствующие решение. Из-за этого на практике нередко возникают проблемы.

Например, следователь затягивает с вынесением постановления, что препятствует полноценному участию потерпевшего в расследовании дела. На этот счет Верховный суд РФ (Постановление Пленума ВС РФ от 29 июня 2010 г. №17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводств») придерживается следующих позиций:

  1. Если орган расследования затягивает признание потерпевшим, отказывает в этом, то такое бездействие (решение) может быть обжаловано, в частности, начальнику следственного органа, прокурору или в судебном порядке.
  2. Юридический статус потерпевшего – это фактическое положение лица как пострадавшего от преступления, оно не зависит от вынесения постановления и только оформляется им в процессуальном порядке.

С другой стороны, если кто-то ошибочно, необоснованно, незаконно признан потерпевшим, такое решение должно быть отменено.

В первую очередь потерпевшими считаются такие лица, которые непосредственно пострадали от преступления. Например, в случае хищения имущества потерпевшим будет его собственник, независимо от того, где и у кого находилось похищенное имущество. Должны быть признаны потерпевшими и такие лица, которые в связи с возрастом, психическим или физическим состоянием не могут самостоятельно участвовать в расследовании или судебном рассмотрении дела. Однако в этом случае обязательно привлекаются законные представители, которые участвуют в деле наравне с потерпевшим.

Граждане, которые непосредственно не пострадали от преступления, тоже могут быть признаны потерпевшими. Но только в одном случае – потерпевший умер, а они – близкие родственники или близкие люди. Другие родственники (один из них) признаются потерпевшими, если потерпевший умер и нет никого из близких или они не могут участвовать в деле.

Любой потерпевший вправе иметь представителя. Это может быть юрист, адвокат, родственник или другое лицо, об участии которого ходатайствует потерпевший. Статус представителя регулируется ст. 45 УПК РФ. Важно одно: все представители пользуются точно такими же процессуальными правами, что и сами потерпевшие. Участие представителя не лишает потерпевшего никаких прав.

Отдельные права потерпевшего при расследовании дела

На стадии следствия (дознания) участие потерпевшего обусловлено характером расследования уголовного дела и зависит от того, какие следственные и процессуальные действия считает необходимым провести дознаватель или следователь.

Как правило, потерпевшие:

  • допрашиваются в статусе потерпевшего;
  • дают показания на очной ставке с подозреваемым (обвиняемым), свидетелем;
  • участвуют в мероприятиях по проверке показаний (опознание, следственный эксперимент, проверка показаний на месте);
  • участвуют в осмотрах, выемках, проходят освидетельствование, получение образцов;
  • знакомятся с постановлениями о назначении экспертиз, могут ходатайствовать о постановке своих вопросов, обращать внимание на какие-то нюансы в обстоятельствах дела;
  • знакомятся с экспертными заключениями, могут делать какие-то замечания и заявления, просить о производстве дополнительной или повторной экспертизы;
  • знакомятся с материалами уголовного дела по завершении расследования.

По своей собственной инициативе потерпевшие вправе:

  • собирать и представлять доказательства, заявляя следователю (дознавателю) ходатайство о приобщении к делу представленных доказательств;
  • просить о производстве определенных следственных действий, которые потерпевшие считают необходимыми;
  • ходатайствовать о назначении экспертизы;
  • заявлять гражданский иск, что ведет к признанию потерпевшего еще и гражданским истцом по уголовному делу;
  • делать заявления и подавать ходатайства для принятия каких-то процессуальных решений;
  • обжаловать решения, действия и бездействие следователя или дознавателя, с которыми потерпевший не согласен;
  • получать возмещение ущерба и примиряться с подозреваемым (обвиняемым);
  • запрашивать применение мер госзащиты, если есть основания опасаться за свою безопасность.

Для реализации потерпевшим своих прав не имеет значения, раскрыто преступление или нет, то есть, установлено виновное лицо или не установлено. При этом если следствие (дознание) не особо активно расследует преступление, потерпевший вправе подавать ходатайства и жалобы для активизации процесса.

Ответы на частные вопросы

Вопрос: Имеет ли право потерпевший знакомиться с материалами уголовного дела (до окончания следствия, в суде, после вынесения приговора)?

Предлагаем ознакомиться  Участие представителя потерпевшего в предварительном расследовании

Права потерпевшего по уголовному делу: на стадии следствия, в суде || Признание потерпевшим в уголовном процессе

Ответ: Да, имеет. Но в зависимости от стадии процесса и характера материалов это право может быть ограничено. До окончания следствия потерпевший может знакомиться только с протоколами следственных действий, которые проводились с его участием или по его ходатайству. Кроме того, он знакомится с постановлениями о назначении и заключениями всех экспертиз.

Если потерпевшего интересуют какие-то конкретные материалы, он вправе обратиться к следователю (дознавателю) с ходатайством об ознакомлении с этими материалами. По окончании расследования потерпевшему представляются для ознакомления все материалы. Однако если по делу проходят несколько потерпевших, то каждый вправе знакомиться только с теми материалами дела, которые касаются только его лично.

Вопрос: Имеет ли право потерпевший не явиться в суд по уголовному делу?

Ответ: Да, имеет. Но если другой участник процесса заявит ходатайство о вызове потерпевшего, а суд его удовлетворит, а также если суд сам сочтет необходимым присутствие потерпевшего, то явка в суд станет обязанностью. В случае нарушения такой обязанности потерпевшего могут доставить приводом.

Вопрос: Имеет ли право потерпевший на бесплатного адвоката?

Ответ: Нет. Бесплатная помощь адвоката предоставляет только подозреваемому, обвиняемому и подсудимому. Потерпевшие нанимают адвоката сами и сами оплачивают его услуги. Но могут потребовать возмещения расходов – этот вопрос решается в суде при рассмотрении дела или отдельно в гражданском порядке. Общее правило – взыскивать судебные издержки с осужденного.

Вопрос:Имеет ли право потерпевший отказаться от дачи показаний?

Права потерпевшего по уголовному делу: на стадии следствия, в суде || Признание потерпевшим в уголовном процессе

Ответ: Имеет, если отказ подпадает под действие ст. 51 Конституции РФ. Потерпевший вправе не свидетельствовать против себя и своих близких родственников. В остальных случаях отказ уголовно наказуем (ст. 308 УК РФ).

Вопрос: Имеет ли право потерпевший отказаться от очной ставки?

Ответ: Не имеет. Потерпевший обязан явиться для проведения следственного действия. Но может не давать показания против себя и своих близких родственников в порядке ст. 51 Конституции. К тому же, отказ от очной ставки может поставить под сомнение показания потерпевшего. Если вы опасаетесь за свою безопасность, лучше заранее обсудить вопрос проведения очной ставки со следователем или дознавателем.

Вопрос: Имеет ли право потерпевший выдвигать и поддерживать обвинение?

Ответ: Поддерживать обвинение – безусловное право потерпевшего по любому уголовному делу. А вот выдвигать обвинение можно только по делам частного обвинения: ст. 115 ч.1, 116.1 и 128.1 ч.1 УК РФ. В этих случаях заявление о возбуждении уголовного дела (преследования) подается в суд (мировому судье) и потерпевший выступает в статусе частного обвинителя, получая дополнительные права, предусмотренные ч.ч. 4-6 ст. 246 УПК РФ для гособвинителя (прокурора).

Порядок содержания

Орган
дознания, дознаватель, следователь или
прокурор вправе задержать лицо по
подозрению в совершении преступления,
за которое может быть назначено наказание
в виде лишения свободы, при наличии
одного из оснований, предусмотренных
УПК РФ.

После
доставления подозреваемого в орган
дознания, к следователю или прокурору
в срок не более 3 часов должен быть
составлен протокол задержания, в котором
делается отметка о том, что подозреваемому
разъяснены права, предусмотренные УПК
РФ.

О
произведенном задержании орган дознания,
дознаватель или следователь обязан
сообщить прокурору в письменном виде
в течение 12 часов с момента задержания
подозреваемого.

Задержание
подозреваемого — мера процессуального
принуждения, применяемая органом
дознания, дознавателем, следователем
или прокурором на срок не более 48 часов
с момента фактического задержания лица
по подозрению в совершении преступления
(п. 11 ст. 5 УПК). Суть этой меры заключается
в кратковременном лишении свободы лица,
подозреваемого в совершении преступления,
в целях выяснения его личности,
причастности к преступлению и решения
вопроса о применении к нему меры
пресечения — как правило, заключения
под стражу.

1)
когда лицо застигнуто при совершении
преступления или непосредственно после
его совершения;

2)
когда потерпевшие или очевидцы укажут
на данное лицо как на совершившее
преступление;

3)
когда на этом лице или его одежде, при
нем или в его жилище будут обнаружены
явные следы преступления.

Такого
рода обстоятельства нередко вполне
справедливо именуют «явными основаниями»
для подозрения лица в совершении
преступления.

а)
подозреваемый пытался скрыться;

б)
он не имеет постоянного места жительства;

в)
не установлена его личность;

г)
прокурором, а также следователем или
дознавателем с согласия прокурора в
суд направлено ходатайство об избрании
в отношении указанного лица меры
пресечения в виде заключения под стражу.

Непременным
условием для применения задержания по
любому из названных в законе оснований
является наличие данных о том, что
задерживаемое лицо подозревается в
совершении преступления, за которое
может быть назначено наказание в виде
лишения свободы.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

они заключаются в
намерении органов и должностных лиц,
ведущих производство по уголовному
делу, пресечь возможность подозреваемому
скрыться, совершить новое преступление,
помешать расследованию и т.п. Вместе с
тем задержание подозреваемого имеет и
свои, самостоятельные цели. Предназначение
данной меры состоит в том, чтобы при
строжайшем соблюдении конституционного
права каждого на свободу и личную
неприкосновенность и непременном учете
того, что задержанным по подозрению в
совершении преступления по воле случая
может оказаться и невиновный, позволить
органам расследования и прокурору в
экстренных случаях решить вопрос о
применении к задержанному в законном
порядке необходимой меры пресечения
либо о его освобождении и снятии с него
подозрения.

Только
при рассмотрении вопроса об избрании
в отношении задержанного подозреваемого
меры пресечения в виде заключения под
стражу или домашнего ареста судья вправе
принять решение о продлении срока
задержания. Оно допускается (при условии
признания судом задержания законным и
обоснованным) не более чем на 72 часа с
момента вынесения судебного решения
по ходатайству одной из сторон для
представления ею дополнительных
доказательств обоснованности или
необоснованности избрания меры пресечения
в виде заключения под стражу. В
постановлении о продлении срока
задержания указываются дата и время,
до которых продлевается срок задержания.
(п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК).

Другими
словами, срок задержания подозреваемого
и в случае его продления судьей в целом
ограничен — он не должен превышать в
общей сложности 120 часов.

Поскольку
задержание имеет неотложный характер
и является одной из форм лишения свободы
передвижения лица, подозреваемого в
совершении преступления, то в ст. 92 УПК
установлен сравнительно строгий порядок
применения данной меры. После доставления
подозреваемого в орган дознания, к
следователю или прокурору в течение не
более 3 часов должен быть составлен
протокол задержания и разъяснены
подозреваемому его права, предусмотренные
ст. 46 УПК.

Протокол задержания служит
основанием для водворения задержанного
в изолятор временного содержания (ИВС).
На практике такое водворение почти
всегда сопровождается личным обыском
задержанного. Обыск проводится в
соответствии с требованиями ст. 93 и 184
УПК, но без вынесения судьей специального
постановления об этом. Результаты обыска
отражаются в протоколе задержания
подозреваемого (приложение 28 к ст. 476
УПК).

Предлагаем ознакомиться  Как признать их дом аварийным и подлежащим сносу, если он ветхий: порядок процедуры признания, что нужно делать, чтобы жилье утвердили непригодным для проживания?

О
произведенном задержании ст. 96 УПК
обязывает орган дознания, дознавателя
или следователя сообщить прокурору в
письменном виде до истечения 12 часов с
момента задержания подозреваемого. Не
позднее 12 часов с момента задержания
подозреваемого должен быть уведомлен
кто-либо из его близких родственников,
а при их отсутствии — других родственников
или предоставлена возможность такого
уведомления самому подозреваемому.

При
необходимости сохранения в интересах
предварительного расследования в тайне
факта задержания уведомление с санкции
прокурора может не производиться. При
задержании несовершеннолетнего, однако,
уведомление должно быть осуществлено
в любом случае.

Если
у задержанного остались без присмотра
и помощи несовершеннолетние дети, другие
иждивенцы либо престарелые родители,
нуждающиеся в постороннем уходе, то
дознаватель, следователь или прокурор
обязаны принять меры по их передаче на
попечение соответствующих родственников
или других лиц либо поместить в
соответствующие детские или социальные
учреждения. Должны быть также приняты
меры по обеспечению сохранности имущества
и жилища задержанного. О принятых мерах
уведомляется задержанный.

Задержанный
подозреваемый, как отмечалось выше,
должен быть допрошен не позднее 24 часов
с момента его фактического задержания.

не
подтвердилось подозрение в совершении
преступления;

отсутствуют
основания применения к нему меры
пресечения в виде заключения под стражу;

задержание
было произведено с нарушением требований
ст. 91 УПК.

Подозреваемый
подлежит освобождению и по истечении
48 часов с момента задержания, если в
отношении его не была избрана мера
пресечения в виде заключения под стражу
либо суд не отложил окончательное
принятие решения в порядке, установленном
п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК. Решение о таком
освобождении принимает непосредственно
начальник места содержания задержанного
в случае неполучения соответствующего
постановления судьи (ч. 3 ст. 94 УПК и ст.
50 Федерального закона «О содержании
под стражей подозреваемых и обвиняемых
в совершении преступлений» от 15 июля
1995 г.).

При
освобождении подозреваемого из-под
стражи ему выдается справка, в которой
указываются, кем он был задержан, дата,
время, место и основания задержания,
дата, время и основания освобождения.

В
соответствии с положениями ст. 125 УПК
решение о задержании может быть обжаловано
в суд по месту производства предварительного
расследования.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Для
некоторых категорий лиц в УПК предусмотрен
особый порядок задержания. В соответствии
со ст. 449 он установлен в отношении членов
Совета Федерации, депутатов Государственной
Думы, судей, прокуроров, Председателя
Счетной палаты РФ, его заместителя и
аудиторов Счетной палаты РФ, Уполномоченного
по правам человека в РФ, Президента РФ,
прекратившего исполнение своих
полномочий.

Специфика такого порядка
заключается в том, что при наличии
оснований и условий, предусмотренных
ст. 91 УПК, перечисленные лица могут быть
подвергнуты рассматриваемой мере
процессуального принуждения лишь в
случае задержания на месте совершения
ими преступления. Во всех остальных
случаях любое из этих лиц, задержанное
по подозрению в совершении преступления,
после установления его личности подлежит
немедленному освобождению.

При
характеристике задержания как меры
процессуального принуждения, применяемой
при производстве по уголовным делам,
важно иметь в виду, что правоприменительной
практике известны другие разновидности
задержания.

Широкое
распространение имеет, например,
задержание, именуемое административным.
Такого рода задержание, осуществляемое
в связи с производством по делам об
административных проступках, в
соответствии со ст. 27.5 КоАП не должно
превышать 3 часа с момента доставления
в орган, осуществивший задержание, либо
с момента вытрезвления лица, задержанного
в нетрезвом виде. В исключительных
случаях (они перечислены в ч. 2 и 3 той же
статьи КоАП) допускается административные
задержание на срок до 48 часов.

Отдельные права потерпевшего при расследовании дела

Дознаватель,
следователь, прокурор, а также суд в
пределах предоставленных им полномочий
вправе избрать обвиняемому одну из мер
пресечения, предусмотренных УПК РФ.

1)
подписка о невыезде;

2)
личное поручительство;

3)
наблюдение командования воинской части;

4)
присмотр за несовершеннолетним
обвиняемым;

5)
залог;

6)
домашний арест;

7)
заключение под стражу.

1)
обязательство о явке;

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

2)
привод;

3)
временное отстранение от должности;

4)
наложение ареста на имущество.

2)
привод;

3)
денежное взыскание.

Признаки
мер пресечения:

  • носят
    превентивный характер;

  • применяются
    только к обвиняемому или подозреваемому;

  • носят
    длящийся характер;

  • ограничивают
    права граждан на свободу и личную
    неприкосновенность;

  • дают
    возможность производства предварительного
    следствия и судебного разбирательства
    в нормальном порядке, без воздействия
    со стороны неуполномоченных лиц.

Вопрос
о виновности при применении мер пресечения
не решается. Эти меры носят предварительный
характер. Система мер пресечения включает
и более жесткие, и менее строгие меры,
что дает возможность применять их
индивидуально.

В
ряде случаев при получении первичной
информации фактических данных, т.е.
оснований для возбуждения уголовного
дела, бывает недостаточно. В этих случаях
проводится так называемая доследственная
проверка, или проверка в соответствие
со ст. 109 УПК. Доследственная проверка
может иметь следующую форму:

  • прокурорская
    проверка;

  • административное
    расследование (следователь, оперативный
    уполномоченный, инспектор пожарного
    надзора и т.д.);

  • служебное
    разбирательство (например, командир
    войсковой части, начальник ОВД и др.);

  • оперативная
    проверка.

В
ходе доследственной проверки могут
проводиться организационные действия
и мероприятия, направленные на получение
фактических данных об исследуемом
событии. Следственные действий за
исключением осмотра места происшествия
при этом проводиться не могут!

https://www.youtube.com/watch?v=upload

В
ходе доследственной проверки проводятся:

  • получение
    объяснений (нет ответственности за
    отказ от дачи показаний и за дачу
    заведомо ложных показаний, нельзя
    применять меры процессуального
    принуждения);

  • истребование
    материалов;

  • осмотр
    места происшествия (в случаях не терпящих
    отлагательства);

  • ревизия;

  • документальная
    проверка;

  • административное
    изъятие предметов и документов;

  • гласные
    оперативно-розыскные мероприятия;

  • судебно-медицинское
    освидетельствование;

  • исследование
    веществ и объектов;

  • административный
    досмотр;

  • иные
    действия и мероприятия, направленные
    на получение фактических данных.

О
возбуждении уголовного дела орган
дознания, следователь, прокурор и судья
выносят постановление. Оно состоит из
трех частей (вводной, описательной и
резолютивной).

Об
отказе в возбуждении уголовного дела
выносится постановление аналогичной
структуры.

В
случае передачи материалов без возбуждения
уголовного дела по подследственности
составляется сопроводительное письмо
адресату, копия которого направляется
заявителю или иному заинтересованному
лицу, а вторая копия подшивается в наряд
с перепиской органа, принявшего заявление.

Следователем
является должностное лицо органов
прокуратуры, внутренних дел, ФСБ или
ФСНП, осуществляющее предварительное
следствие по уголовным делам в пределах
своей компетенции (ст. 125 УПК).

В
соответствии с ч. 1 ст. 127 УПК, при
производстве предварительного следствия
все решения о направлении следствия и
производстве следственных действий
следователь принимает самостоятельно,
за исключением случаев, когда законом
предусмотрено получение санкции
прокурора, и несет полную ответственность
за их законное и своевременное проведение.

Предлагаем ознакомиться  Уголовная ответственность директора ооо по долгам

Указания
прокурора даются в письменной форме и
обязательны для следователя, однако,
обеспечивая процессуальную независимость
следователя, закон предоставляет ему
право не согласиться с теми указаниями
прокурора, которые касаются существа
расследования:

  • о
    привлечении в качестве обвиняемого;

  • о
    квалификации преступления;

  • об
    объеме обвинения;

  • о
    направлении дела для предания суду или
    прекращении дела.

Во
всех указанных случаях следователь
вправе не выполнить данные указания,
предоставив дело со своими возражениями
вышестоящему прокурору, который либо
отменяет данные следователю указания,
либо поручает производство следственных
действий другому следователю.

Широкая
процессуальная самостоятельность
следователя проявляется и в его
взаимоотношениях с органами дознания.
Он вправе давать органам дознания
поручения и указания о производстве
розыскных и следственных действий, а
также привлекать работников органов
дознания к участию в производстве
следственных действий.

Указания
начальника следственного подразделения
даются в письменной форме и обязательны
для следователя, который, однако, может
приостановить их исполнение и представить
дело на разрешение прокурора.

Начальник
следственного отдела
осущ. контроль за своевременностью
действий следователей по раскрытию и
предупрежд. пр-й, принимает меры к
наиболее полному, всестороннему и
объективн. производству предвар.
следствия по уг. делам.

НСО
вправе проверять уг. дела, давать указания
следователю о производстве предвар.
следствия, о привлечении в качестве
обвиняемого, квалификации пр-я и объеме
обвинения, о направлении дела, о
производстве отдельных следств. действий,
передавать дело от одного следователя
другому, поручать расследование дела
нескольким следователям, а также
участвовать в производстве предвар.
следствия и лично производить предв.
следствие, пользуясь при этом полномочиями
следователя.

Указания
НСО по уг. делу даются следователю в
письм. форме и обязательны для исполнения.

Указания
прокурора по уг. делам, данные в соотв.
с правилами, установл. УПК, обязат. для
НСО.

Стадия
возбуждения
уголовного дела
– это первоначальная самостоятельная
стадия уголовного процесса, которая
состоит в установлении компетентным
государственным органом или должностным
лицом необходимых условий для законного
и обоснованного начала производства
по уголовному делу.

Понятие
«возбуждение уголовного дела»
понимается в трех различных аспектах:

  • как
    уголовно-процессуальный институт,
    нормы которого определяют условия,
    порядок и иные обстоятельства
    возникновения уголовного дела (ст.
    108–116 УПК);

  • как
    первая стадия уголовного процесса,
    состоящая из действий и отношений,
    которые имеют место при принятии,
    рассмотрении и разрешении первичных
    сведений о преступлении;

  • как
    отдельный процессуальный акт, выражающийся
    в вынесении компетентным государственным
    органом или должностным лицом решения
    о том, что по данному деянию начинается
    производство в порядке уголовного
    процесса.

Сущность
стадии возбуждения уголовного дела
заключается в том, что органы
предварительного расследования, прокурор
и судья принимают первичную информацию
о любом совершенном, совершаемом или
подготавливаемом преступлении, проводят
всестороннюю проверку содержания
информации, оценивают ее и принимают,
руководствуясь законом и своим внутренним
убеждением, одно из следующих решений:

  • о
    возбуждении уголовного дела;

  • об
    отказе в возбуждении уголовного дела;

  • о
    передаче материалов без возбуждения
    уголовного дела по подследственности
    или по подсудности.

1)
Получение государственным органом или
должностным лицом первичной информации
о преступлении.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

2)
Принятие мер к предотвращению или
пресечению преступления, а также к
закреплению его следов.

3)
Рассмотрение вопроса о наличии оснований
для передачи материалов другому органу
или должностному лицу.

4)
Рассмотрение первичной информации по
существу, истребование в случае
необходимости дополнительных материалов,
получение объяснений, выполнение
проверочных действий без производства
следственных действий за исключением
осмотра места происшествия.

5)
Принятие решения о возбуждении уголовного
дела или об отказе в этом, уведомление
заявителя или должностного лица,
сообщившего о преступлении.

6)
Направление уголовного дела после его
возбуждения:

  • передача
    следователю или дознавателю для
    производства расследования;

  • принятие
    к своему производству;

  • создание
    следственной группы по возбужденному
    уголовному делу.

  • заявления
    и письма граждан;

  • сообщения
    профсоюзных и иных общественных
    организаций;

  • сообщения
    предприятий, учреждений, организаций
    и должностных лиц;

  • статьи,
    заметки и письма, опубликованные в
    печати;

  • явка
    с повинной;

  • непосредственное
    обнаружение органом дознания, следователем
    или прокурором признаков преступления.

Основание
для возбуждения уголовного дела
– это те фактические данные, которые
указывают на наличие признаков
преступления и отсутствие обстоятельств,
исключающих производство по делу.

Основание
для возбуждения уголовного дела
представляет собой единство
доказательственных данных о том, что:

  • само
    деяние, о котором поступило заявление
    или сообщение, имело место в
    действительности;

  • это
    деяние содержит признаки состава
    преступления, т.е. предусмотрено
    уголовным законом в качестве такового.

Полного
знания о преступлении при возбуждении
уголовного дела не требуется.

49.Порядок осуществления органом дознания полномочий по делам, по которым предвари­тельное следствие обязательно.

При
наличии признаков преступления, по
которому производство
предварительного следствия обязательно,
орган
дознания возбуждает уголовное дело и
производит неотложные следственные
действия.

Неотложные
следственные действия производят:

  1. органы
    дознания;

  2. органы
    федеральной службы безопасности;

  3. таможенные
    органы;

  4. командиры
    воинских частей и соединений, начальники
    военных учреждений и гарнизонов;

  5. начальники
    учреждений и органов уголовно-исполнительной
    системы Министерства юстиции Российской
    Федерации;

  6. следователями
    органов по контролю за оборотом
    наркотических средств и психотропных
    веществ

  7. иные
    должностные лица, которым предоставлены
    полномочия органов дознания.

Дознание
по делам, по которым производство
предварительного следствия не обязательно.
Представляет собой расследование в
полном объеме, срок которого – до
1 месяца
(срок предварительного следствия – до
2 месяцев). Потерпевший, гражданский
истец и гражданский ответчик не знакомятся
с материалами уголовного дела. Орган
дознания по таким делам не пользуется
процессуальной самостоятельностью.

1)
милиция;

2)
командиры воинских частей, соединений
и начальники военных учреждений – по
делам о всех преступлениях, совершенных
подчиненными им военнослужащими, а
также военнообязанными во время
прохождения ими сборов; по делам о
преступлениях, совершенных рабочими и
служащими Вооруженных Сил РФ, в связи
с исполнением служебных обязанностей
или в расположении части, соединения,
учреждения;

3)
органы федеральной службы безопасности
– по делам, отнесенным законом к их
ведению;

4)
начальники учреждений исполнения
наказаний и следственных изоляторов –
по делам о преступлениях, совершенных
сотрудниками этих учреждений в связи
с исполнением ими служебных обязанностей,
а равно по делам о преступлениях,
совершенных в расположении указанных
учреждений;

5)
органы государственного пожарного
надзора – по делам о пожарах и о нарушении
противопожарных правил;

6)
органы пограничной службы РФ – по делам
о нарушении режима Государственной
границы РФ, пограничного режима и режима
в пунктах пропуска через Государственную
границу РФ, а также по делам о преступлениях,
совершенных на континентальном шельфе
РФ;

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

7)
капитаны морских судов, находящихся в
дальнем плавании, и начальники зимовок
в период отсутствия транспортных связей
с зимовкой;

8)
федеральные органы налоговой полиции
– по делам, отнесенным законом к их
ведению;

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

9)
таможенные органы – по делам о
преступлениях, предусмотренных ст.ст.
188, 189, 190, 193 и 194 УК РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector