Электронный полис ОСАГО: как предъявлять ГИБДД, нужно ли его распечатывать, как инспектор проверяет его на подлинность?

Когда водитель обязан предъявить инспектору ГИБДД полис ОСАГО

С 10.07.2017 ОСАГО официально исключен из списка обязательных документов при постановке авто на учет (Приказ МВД № 139 от 20.03.2017). Информацию о страховке при регистрации ТС инспекторы проверяют путем межведомственного запроса в РСА.

В каких случаях водитель предоставляет страховой полис сотруднику ДПС:

  • при остановке машины патрульными ГИБДД;
  • при оформлении аварии.При оформлении аварии

Ст. 106 Приказа МВД № 664 от 23.08.2017 уточняет, в каких случаях передается страховой полис инспектору ДПС:

  • если есть основания предполагать, что автомобилист нарушил ПДД;
  • при наличии ориентировки на похожего водителя или автомобиль;
  • при проведении мероприятий по снижению количества ДТП;
  • по требованию при остановке по любым других поводам, например для проверки комплектации (аптечки, аварийного знака, огнетушителя).

Подлинность и срок действия документа патрульный ДПС проверяет по реквизитам или QR-коду в РСА. Для этого на стационарных постах и в машинах инспекторов есть ноутбуки или планшеты.

На сайте РСА в разделе «Проверка полисов ОСАГО» вводят серию документа и его номер, капчу. Ответ приходит моментально – он содержит информацию об СК, машине, дате заключения договора, сроке его действия и так далее.

С появлением на формулярах полисов QR-кода задача упрощается: уточнить, действительный ли e-ОСАГО, можно с помощью любого смартфона, на котором установлено мобильное приложение от РСА и есть интернет («ДТП. Европротокол»). Проверка происходит быстро, без необходимости обращаться к ноутбуку или отзваниваться в часть.

При покупке Е-ОСАГО автомобилисту предоставляется цифровая версия страховки, а её оригинал находится в Союзе Автостраховщиков (РСА). После проведения платежа на сайте на указанный e-mail отправляется письмо с прикреплённым полисом в формате PDF. У многих возникает вопрос: как предъявить электронный ОСАГО, если он получен в цифровом виде?

Сегодня сотрудники патрульной инспекции получают планшетные компьютеры с выходом в интернет, с помощью которых можно получить информацию из базы ИМТС МВД Российской Федерации. Всё это позволяет работникам ГИБДД проверять подлинность документа. Доступ к данной системе есть только у тех, кто работает в Госавтоинспекции. У застрахованного лица выполнить такую проверку не получится.

Порядок проведения проверки: водитель предъявляет электронный полис ОСАГО инспектору, сотрудник ГИБДД посещает мультисервисную систему и вводит данные о полисе. Он указывает номер документа, а также фамилию, имя и отчество автомобилиста. Если шофёр не имеет при себе автогражданки, проверку можно выполнить по номеру автотранспорта и информации о его хозяине.

У страхователей есть возможность произвести проверку автогражданки через интернет. Для этого можно использовать официальный ресурс РСА, указать на нём фамилию, имя и отчество, а также номер ОСАГО, на дисплее отобразится статус действующего договора страхования.

Закон «Об ОСАГО» устанавливает, что сотрудник дорожной полиции уполномочен требовать с автомобилиста полис страхования с другой документацией. Такая возможность предусмотрена исключительно при составлении протокола. Это означает, что должно быть нарушение правил и закона.

Предлагаем ознакомиться  Судимость база данных — проверить судимость человека через интернет по фамилии

В соответствии со 2 статьёй с 2 пунктом ПДД, автомобилист обязан по требованию инспектора ДПС предоставить сертификат страхования. Для этого существуют различные возможности:

  1. При оформлении ДТП;
  2. При составлении протокола о нарушении правил дорожного движения;
  3. При проведении спланированных рейдов дорожной полиции (это не установлено действующим законодательством, однако активно используется на практике).

Инспектор ГИБДД имеет право остановить автомобилиста с целью проверки полиса страхования гражданской ответственности в таких случаях:

  1. Водитель нарушил ПДД.
  2. Есть информация, что автомобилист был свидетелем преступления либо ДТП.
  3. Проверка данных о водителе и документов на транспортированный груз при перемещении грузового авто.
  4. Проведение спасательных работ, привлечение иных автомобилистов с целью проведения аварийных работ, направленных на устранение последствий ДТП, ограничение перемещения для проезда скорой помощи, техногенная катастрофа, устранение угрозы безопасности передвижения и другие ситуации.
  5. Автомобилист находится в розыске, он эксплуатирует автомобиль в противозаконных целях. Основанием для остановки транспортного средства может быть ориентировка полиции, данные от дежурного сотрудника ДПС и прочие ситуации.
  6. Инспектор планирует привлечь водителя в роли понятого.
  7. Шофёр вызывает подозрение, что требует проведения проверки в соответствии с установленной законодательством инструкцией. Это правило работает исключительно в закрытых городах, военных поселениях и других территориях с особым режимом.

Определённая категория сотрудников ДПС имеет «старую закалку», они не хотят видеть преимущества технологической революции и применять нововведения. В такой ситуации лучше получить печать на электронный полис ОСАГО и возить его с собой.

Может случиться так, что бумажный вид автогражданки вопреки действующему законодательству может быть не принят инспектором. Ни в коем случае в такой ситуации нельзя спорить или хамить. Нужно сообщить, что автомобилист действует в соответствии с ФЗ «Об ОСАГО», в котором четко говорится, что распечатанной копии вполне достаточно.

Электронный полис ОСАГО: как предъявлять ГИБДД, нужно ли его распечатывать, как инспектор проверяет его на подлинность?

За отсутствие бумажной страховки у сотрудника ГИБДД есть право выписать штраф. Когда водитель имеет лишь электронный экземпляр на своём телефоне, то противопоставить ничего не получится. В случае наложения штрафа можно попробовать его обжаловать с помощью официального письма в ГИБДД.

Согласно ст. 32 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ, управляющий транспортным средством гражданин должен иметь распечатанную на бумажном носителе копию ОСАГО. Это относится к электронным полисам. Обычное страхование ОСАГО оформляется на фирменном бланке в офисе страховщика.

Допускается предъявлять е-ОСАГО на уникальном бланке, который клиент может заказать бесплатно после оплаты страховой премии. Фирменный бланк обязательного страхования, оформленного через интернет, можно получить с помощью курьерской доставки по тарифам транспортной компании или бесплатно в офисе страховщика.

Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам: 7 (499) 110-33-98 Москва, Московская область 7 (812) 407-22-74 Санкт-Петербург, Ленинградская область 7 (800) 600-36-17Остальные регионыОнлайн-консультант{amp}gt;{amp}gt;Это быстро и бесплатно!

В исключительных случаях, например, при повреждении полиса в процессе ДТП, допускается предоставить копию на мобильном телефоне или планшете, если это требует инспектор ГИБДД.

Проверка подлинности распечатанного е-ОСАГО инспектором осуществляется визуально. В отличие от фирменного бланка на копии электронного полиса нет защитных элементов. Но сотрудник ГИБДД может проверить копию на подлинность онлайн. Проверка осуществляется:

  • на сайте Российского Союза автостраховщиков. База РСА является бесплатной для всех. Проверка действительности копии обязательной страховки доступна по данным электронного документа: серии и номеру. Полисы е-ОСАГО в отличие от фирменных бланков имеют серию ХХХ;
  • в базе ИМТС МВД. Доступ к ресурсу имеют только сотрудники внутриведомственных служб.
Предлагаем ознакомиться  Закон о запрете продажи энергетических напитков несовершеннолетним

Если инспектор нашел сведения о полисе на доступном ресурсе, он сверяет информацию из источника с копией страховки.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, 

звоните по телефонам

:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно! 

Обязательно ли возить с собой бумажный полис

Иногда водители думают так: главное приобрести полис, а иметь его при себе не обязательно, поскольку он является цифровым, поэтому и предоставляться на проверку он должен в электронном виде. Нет необходимости теряться в догадках – имеет такое мнение право на жизнь или нет, поскольку законодательство точно описывает данный момент.

  • Закон «Об ОСАГО». В статье 32 пункте 1 регламентируется, что у автомобилиста должен быть при себе распечатанный либо бумажный полис. Документ должен быть предъявлен по первому требованию инспектора дорожной полиции.
  • КоАП РФ. В статье 12 пунктах 3 и 37 установлено, что, если автомобилист забыл полис дома, он обязан заплатить штраф 500 рублей, а если не оформил – 800 рублей.
  • ПДД РФ. В статье 2 пункте 2 установлена обязанность автомобилистам возить с собой ОСАГО и быть готовым предоставлять его на проверку.

С учётом описанного выше, водитель обязан предъявлять полис ОСАГО сотруднику полиции в бумажном виде.

По ст. 32 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ наличие бумажной копии документа является обязательным условием для владельцев ТС. Инспектор ГИБДД не обязан тратить время на изучение автоматизированной информационной системы ОСАГО, чтобы проверить наличие продленного договора у водителя.

При полном отсутствии информации о наличии страховки гражданин привлекается к ответственности на сумму 800 рублей.

Инспектор ГИБДД также имеет право не выписывать штраф, а устно предупредить нарушителя, не имеющего с собой бумажной копии ОСАГО. Но сотрудник может и назначить взыскание, даже если данные о клиенте есть в информационной базе, так как страхователь нарушает требования по наличию документа об обязательном страховании.

Электронный полис ОСАГО: как предъявлять ГИБДД, нужно ли его распечатывать, как инспектор проверяет его на подлинность?

Изначально закон жестко предписывал возить с собой подлинник полиса, что в случае оформления e-ОСАГО было невыполнимо. Первые разъяснения ГИБДД давали водителям свободу выбора: они могли напечатать документ, показывать на экране мобильного устройства или просто заявлять, что страховка есть. Всю ответственность по проверке информации письмо ГУОБДД МВД от 03.07.2015 № 13/12-у-4440 перекладывало на инспекторов ДПС.

Должна ли быть печать на электронном ОСАГО

Действующее законодательство устанавливает обязанность иметь водителю при себе страховку в бумажном виде, однако в нём ничего не говорится о необходимости заверения. Поэтому обычной копии документа достаточно для предъявления инспектору. В распечатанном виде он полностью легитимный и имеет такую же силу как бумажный ОСАГО, заверенный печатью в офисе страховой компании.

Предлагаем ознакомиться  Как проверить полис осаго на подлинность и узнать кому принадлежит

Безусловно, заверенный печатью полис лучше. В этом случае водитель может быть полностью уверенным, что дорожная инспекция не сможет придраться. Иногда трудности появляются, если работник ГИБДД не имеет возможности проверить базу Союза автостраховщиков и удостовериться, что страховка подлинная. В такой ситуации достаточно предъявить ему распечатанный экземпляр.

Рекомендация! Если у автомобилиста имеется возможность посетить офис страховщика и поставить на полис печать, это никогда не будет лишним. Такая мера носит исключительно добровольный характер, поэтому никто не уполномочен выдвигать данное требование.

Что делать, если распечатанный бланк не принимают

Распечатка не имеет степеней защиты, «живой» подписи и печати страховщика. Убедиться в подлинности e-ОСАГО только визуально невозможно. А отсутствие технических средств для поиска электронного полиса в РСА – это проблема сотрудника ГИБДД. Если инспектор не принимает бланк и грозит штрафом, водитель вправе:

  • позвонить на единый номер 102 (с мобильных телефонов). Действует «горячая линия», которая предусмотрена специально для сообщений о нарушениях со стороны сотрудников МВД (и ГИБДД) — 8(800)222-74-47;
  • обжаловать действия инспектора в порядке подчиненности вышестоящему руководству;
  • опротестовать их в суде.

Можно самостоятельно «пробить» свой электронный полис ОСАГО перед тем, как предъявлять его ГИБДД. Особенно это желательно сделать тем, кто оформлял страховку не на официальном сайте СК, а у агентов или на сторонних интернет-ресурсах (база содержит информацию только по «автогражданке»; КАСКО так проверить не получится).

В 2018-2019 г. инспекторы ДПС спокойно реагируют на такие страховки и оперативно проверяют, действителен ли электронный полис ОСАГО, распечатанный онлайн. Еще в 2017 г. водителям массово выписывали штрафы по ч. 2 ст. 12.37 КоАП. Однако спорные ситуации еще встречаются, поэтому систему проверки продолжают совершенствовать.

Например, в начале 2019 года Госдума рассматривает законопроект № 501904-7. Помимо прочего, он исключает дубли в АИС РСА среди выданных бумажных и электронных полисов, уточняет список сведений, которые страховщики вносят в базу при оформлении e-ОСАГО. Эти изменения, как ожидается, сделают систему обязательного онлайн-страхования в РФ более простой и унифицированной.

Штраф за отсутствие документа

Электронный полис ОСАГО: как предъявлять ГИБДД, нужно ли его распечатывать, как инспектор проверяет его на подлинность?

Как все понимают, незнание законов не освобождает от ответственности. Отсутствие распечатанного полиса у водителя может привезти к одному из двух наказаний:

  • Подтвердить оформление страховкипо ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ — штраф в 800 руб. за неисполнение правил страхования (за отсутствие ОСАГО вообще);
  • ч. 2 ст. 12.3 КоАП — взыскание в 500 руб. или предупреждение (с обязательной выдачей постановления) за забытую дома распечатку.

На вопрос, нужно ли возить с собой копию полиса ОСАГО, ответ однозначный – да, нужно. Если автомобилист не может подтвердить оформление страховки хотя бы сохраненным на смартфон файлом, по умолчанию считается, что он виновен по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ. Но он вправе оспорить и переквалифицировать наказание на ч. 2 ст. 12.3, если докажет, что имел действующий полис на момент остановки.

Однако реализация этого проекта требует объединения баз РСА и ГИБДД: необходимо синхронизировать данные из АИС с госномерами авто, которые считывают устройства слежения. Скорее всего, первые тестовые аппараты будет установлены в пилотных регионах осенью 2019 года.

You May Also Like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector