Россия войдет в евросоюз

История

Сравнение ЕС и России
Флаг ЕС Флаг России
Площадь, млн км²[1][2] 4,3 17,1
Население, млн чел.[3][4] 511,3 146,8
–плотность, чел/км² 116 8
ВВП (ППС), трлн $[5][6] 19 4
–Доля мирового ВВП, %[7][8] 17 3
ВВП на душу населения (ППС), $тыс.[5][9] 37 24
ВВП (ном.), трлн $[10][11] 19 2
–Доля мирового ВВП, %[12] 26 4
Инфляция, %[13] 1,5 3,7
ОПЖ, лет[14][15] 80 71

25 июня 1988 года было подписано соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕЭС и СССР, а 24 июня 1994 года — двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским союзом и Россией (вступило в силу 1 декабря 1997 года). Первое заседание Совета сотрудничества ЕС—Россия состоялось в Лондоне 27 января 1998 года.

Сферы сотрудничества

Соглашением 2005 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств («дорожные карты»):

  • экономического;
  • внутренней безопасности и правосудия;
  • внешней безопасности;
  • науки и образования.

Идею общеевропейского экономического пространства предложил Романо Проди на саммите ЕС — Россия (2001). Но до настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, так как между ЕС и Россией не существует даже зоны свободной торговли.

В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима.

Общее пространство внешней безопасности предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных проблем.

По статистике, на Евросоюз приходится половина объёма внешней торговли России, а государства-участники этой организации являются крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику.[источник не указан 338 дней]

В 2003 году товарный обмен между РФ и Евросоюзом (с учётом новых его членов, вступивших в ЕС в 2004) достиг 92 млрд евро. Из Европы в РФ поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная продукция, товары широкого потребления. ЕС — главный для России источник современных технологий.

[источник не указан 338 дней]
Россия в основном выступает в роли поставщика энергоресурсов. Доля «Газпрома» в поставках природного газа в Западную Европу составляет 25 %. Эстония, Литва, Латвия и Словакия практически полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия — на две трети и более.

Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44 % от её общего импорта.[источник не указан 338 дней] Следует, однако, иметь в виду, что по существующим документам ЕС государства-члены обязаны диверсифицировать импорт — что неминуемо приведёт к снижению российского экспорта энергоносителей в Европу и необходимости для России выходить на новые рынки сбыта.

Евроинтеграция России

Вопросы, касающиеся евроинтеграции России (в частности, введения безвизового режима и создания единого экономического пространства), находились на повестке дня лишь до начала украинского кризиса 2013—2014 годов. В дальнейшем, после присоединения Крыма к России и начала вооружённого конфликта на востоке Украины, гораздо более актуальными стали вопросы, относящиеся к взаимным экономическим и политическим санкциям.

Безвизовый режим

27 августа 2002 г. президент России Владимир Путин направил в адрес председателя Европейской Комиссии и глав государств-членов ЕС послание по проблематике жизнеобеспечения Калининградской области в свете планов расширения ЕС, в котором было предложено рассмотреть вопрос о переходе в перспективе на безвизовый режим взаимных поездок.

Это послание явилось официальным началом обсуждения вопроса о безвизовых поездках граждан России и стран Евросоюза. На заседании Совета ЕС в Брюсселе 30 сентября 2002 г. было принято решение рассмотреть отдельно в качестве долгосрочной перспективы вопрос о возможности установления с Россией безвизовых отношений[16].

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Первоначальные оптимистические заявления о перспективе перехода к безвизовому режиму[17][18], однако, через несколько лет сменились более осторожными комментариями, а в 2010 году верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон на пресс-конференции в Москве заявила, что Евросоюзу и России ещё далеко до введения безвизового режима[19].

6 марта 2014 года главы государств и правительств ЕС приняли совместное заявление по Украине, в котором, в частности, заявили о приостановке переговоров с Россией о визах[20].

В октябре 2010 года на российско-германско-французском саммите в Довиле был согласован план действий, по которому через 10—15 лет Россия и Евросоюз могли бы представлять собой единое экономическое пространство — без виз и с общей системой безопасности[21].

Отношение населения России к интеграции в ЕС по данным опросов общественного мнения[23]
Дата Вступать в ЕС? Агентство
Да Нет не знаю
1999. 67 % Левада-центр[24]
2001.03 59 % 19 % 22 % ФОМ[25]
2003.08 73 % ФОМ[26]
2003.10 35 % 46 % 19 % ВЦИОМ[27]
2004.02 35 % 45 % 20 % ВЦИОМ[27]
2004.06 59 % 25 % 12 % Левада-центр[28]
2005.07 33 % 48 % 19 % ВЦИОМ[27]
2006.05 30 % 53 % 17 % ВЦИОМ[27]
2007.02 55 % Левада-центр[29]
2008.06 36 % 50 % 14 % ВЦИОМ[27][30]
2008.09 30 % 27 % 43 % ФОМ[26]
2009.06 52 % Левада-центр[28]
2010.05 49 % 27 % 24 % ИНТЕР[31]
2010.06 50 % 27 % 23 % Левада-центр[28]
2010.07 29 % 50 % 21 % ВЦИОМ[27]
2010.09 44 % 24 % 32 % DW-Trend[32]
2010.12 54 % 6 % 40 % DW-Trend[32]
2011.11 36 % 36 % 28 % DW-Trend[33]
2012.06 38 % 47 % 15 % IFAK[34]
2012.12 41 % 41 % 18 % IFAK[34]
2013.11 38 % 40 % 22 % DW-Trend[35]

По данным опроса общественного мнения, проведённого в ноябре 2013 года, более трети россиян (38 %) желали вступления своей страны в Европейский Союз. 40 % были против вступления. При этом около половины россиян считали, что отношения между Россией и ЕС — дружеские[35]. Чаще всего за вступление России в ЕС высказываются респонденты с высшим образованием[30] и россияне младше 29 лет[36].

Предлагаем ознакомиться  Суд отказал в восстановлении сроков наследования

Россия войдет в евросоюз

В качестве аргументов за вступление в ЕС опрошенные россияне называют[25][26]:

  • рост российской экономики;
  • интеграция в мировое экономическое пространство;
  • поступление инвестиций;
  • улучшение благосостояния россиян;
  • отмена визового режима с ЕС;
  • укрепление взаимоотношений со странами Европы;
  • превращение России в более цивилизованную страну;
  • повышение авторитета России в мире;
  • укрепление безопасности и стабильности.

А в качестве аргументов против вступления в ЕС опрошенные россияне называют[25]:

  • попадание в зависимость от стран Европы;
  • обнищание жителей страны;
  • падение уровня производства;
  • рост инфляции;
  • потеря рынков сбыта, в том числе внутренних рынков;
  • эксплуатация ресурсов страны;
  • подавление и вытеснение российской культуры.

Проблемы

Переговоры по переводу в практическую плоскость деклараций о стратегическом партнёрстве, предусмотренном Соглашением 2005 года, продвигались медленно. Наибольших успехов стороны достигли в формировании общего экономического пространства.

Расширение ЕС, осуществлённое в 2004 году, вызвало к жизни новые проблемы, при этом отношения с Россией были низведены Евросоюзом до ранга отношений с так называемыми государствами «непосредственного соседства», куда также попали страны Северной Африки, Украина, Молдавия, Грузия и т. д.

С расширением ЕС в 2004 году негативное отношение к России в штаб-квартире ЕС усилилось. Показательной стала проведённая 10 октября2004 встреча глав МИД 11 стран — членов ЕС (Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Дания, Швеция, Финляндия и Австрия), на которой было выдвинуто требование поднять роль «малых стран» во внешней политике ЕС, а более конкретно — ужесточить политику ЕС в отношении России.

В 2009 году Евросоюз приступил к осуществлению нового проекта «Восточное партнёрство», имеющего основной заявленной целью развитие интеграционных связей с шестью странами бывшего СССР: Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной[37].

В России полагают, что данный проект бросает вызов российским интересам на постсоветском пространстве[38], ведёт к подрыву геополитического влияния России в Восточной Европе и укреплению здесь позиций ЕС, а в перспективе — к окончательной дезинтеграции постсоветского пространства[39].

Претензии России к ЕС касаются:

  • предложений ЕС о ведении диалога с Россией в рамках программы «Новое партнёрство» — единого плана сотрудничества ЕС с граничащими с ним государствами, что ставит Россию на уровень североафриканских государств;
  • неурегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградской областью;
  • ущемления прав крупных русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии; отсутствия поддержки русского языка в ЕС;
  • политики сдерживания внешнеполитического влияния России, особенно на постсоветском пространстве и в Сирии;
  • отказа ЕС вводить безвизовый режим для туристических поездок;

Russia EU.svg

Следует заметить, что большая часть претензий ЕС к России относится к внутренним делам России или отношениям России с третьими странами, а не к собственно отношениям России и ЕС.

Украинский кризис и санкции Евросоюза в отношении России

Ещё во время Евромайдана руководство Европейского союза, выступавшее в поддержку оппозиции, заявляло о возможности введения санкций в отношении государственного руководства Украины[40][41].

20 февраля Совет Европейского союза принял решение о введении «точечных санкций», в том числе замораживания счетов и запрета на въезд в ЕС в отношении лиц, ответственных за «нарушение прав человека, насилие и чрезмерное применение силы», а также приостановил экспорт военного и полицейского спецоборудования, которое могло быть использовано для «репрессий внутри страны»[42][43].

https://www.youtube.com/watch?v=channelUC5Atbp0IpEbW5rT7ZloybZg

С начала присоединения Крыма к Российской Федерации позиция западного сообщества (в том числе Евросоюза) состояла в осуждении вмешательства России во внутренние дела Украины («российской агрессии») и поддержке территориальной целостности и суверенитета Украины. От России потребовали прекратить вмешательство во внутренние дела Украины и перейти к решению всех спорных вопросов с Украиной через политический диалог[44][45].

Российское руководство, со своей стороны, отказывалось признавать легитимность фактических новых властей Украины, которые, по его мнению, пришли к управлению страной путём неконституционного вооружённого переворота[46]. Россия призывала страны Евросоюза, выступившие гарантами соглашения об урегулировании политического кризиса, подписанного президентом Януковичем с оппозицией 21 февраля 2014 года, к строгому исполнению положений этого соглашения[47].

6 марта 2014 года на внеочередном заседании Европейского совета по Украине было принято решение считать референдум о присоединении Крыма к России незаконным, поскольку он не соответствует конституции Украины. Участники заседания призвали Россию немедленно вернуть свои войска в места их постоянной дислокации и обеспечить доступ международных наблюдателей в Крым, а также начать переговоры с Украиной.

Предлагаем ознакомиться  Входит ли временная нетрудоспособность в страховой стаж

До тех пор, пока это не будет сделано, участники заседания приняли решение заморозить переговоры с Россией по визам и новому соглашению о партнёрстве. В заявлении, принятом по итогам заседания, Россию предупредили о «долгосрочных последствиях» в случае, если она продолжит свои «действия по дестабилизации ситуации на Украине»[48][49].

В середине марта 2014 года, после того как Россия, вопреки прозвучавшим предупреждениям, завершила присоединение Крыма, США и Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия и Канада ввели в действие первый пакет санкций[50]. Эти меры предусматривали замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включённых в специальные списки, а также запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включёнными в списки[51].

Последующее расширение санкций (апрель-май) было связано с обострением ситуации на востоке Украины. Организаторы санкций обвинили Россию в действиях, направленных на дестабилизацию ситуации на юго-востоке Украины и подрыв её территориальной целостности, — планировании и координации антимайдановских протестов[53], а позднее — в использовании регулярных войск в боевых действиях на стороне антиправительственных повстанцев, а также в поставках оружия и финансовой поддержке самопровозглашённых республик[54].

Следующий виток санкций был связан с катастрофой Boeing 777 в Донецкой области 17 июля 2014 года, к которой, по мнению руководства ряда государств, привели действия повстанцев, поддерживаемых Россией.

Действующие санкции в отношении России предусматривают, в частности:

  • запрет на выдачу въездных виз жителям Крыма через диппредставительства стран ЕС в России[55];
  • прекращение нового финансирования проектов в России через Европейский инвестиционный банк[56][57][58];
  • санкции в сфере торговли и инвестиций в отношении Крыма и Севастополя[59][60]:
    • запрет на инвестиции в инфраструктурные, транспортные, телекоммуникационные и энергетические секторы, а также добычу нефти, газа и минералов, запрет на поставку оборудования для этих секторов, а также на оказание для них финансовых и страховых услуг;
    • запрет на закупку более 250 наименований товаров, среди которых полезные ископаемые минералы и углеводороды;
    • запрет на предоставление кредитов и приобретение долей в проектах, которые затронуты секторальными санкциями;
    • запрет на покупку недвижимости и предприятий в Крыму, финансирование крымских компаний и предоставление связанных с эти услуг, оказание туристических услуг в Крыму;
    • запрет на поставки в Крым около 200 наименований товаров, в частности технологий для транспортного, телекоммуникационного и энергетического секторов, а также для разведки и добычи газа, нефти и минеральных ресурсов, и драгоценных металлов;
    • запрет на оказание технической помощи и предоставление строительных и инженерных услуг, связанных с инфраструктурой полуострова[61][62];
  • санкции против «Сбербанка России», банка ВТБ, «Газпромбанка», «Внешэкономбанка», «Россельхозбанка», эмбарго на импорт и экспорт оружия; запрет на экспорт товаров двойного назначения и технологий для военного использования в Россию или российским конечным военным пользователям; запрет на поставки в Россию высокотехнологичного оборудования для добычи нефти в Арктике, на глубоководном шельфе и сланцевой нефти[63][64];
  • запрет на организацию долгового финансирования «Роснефти», «Транснефти», «Газпром нефти», «Уралвагонзавода», «Оборонпрома», «Объединённой авиастроительной корпорации»[65].

В марте 2015 года Евросоюз принял решение увязать действующий санкционный режим с полным выполнением Минских соглашений. В связи с тем, что Минские соглашения, как полагают в ЕС, до сих пор не выполнены по вине России, эти ограничительные меры продлеваются каждые полгода[52].

Кроме того, были введены санкции против компаний, принимавших участие в строительстве Крымского моста и подходящей к нему со стороны Крыма автодороги «Таврида»[66]

В марте 2019 года Евросоюз внёс в свой санкционный список ещё восемь российских граждан в связи с инцидентом в Керченском проливе.

17 апреля 2014 года Европейский парламент принял резолюцию рекомендательного характера, в которой призвал отказаться от строительства газопровода «Южный поток»[67].

3 июня 2015 года Европарламент ограничил свободный доступ в ассамблею российским дипломатам в ответ на российский «чёрный список» в отношении 89 европейских граждан. Исключение сделано лишь для постоянного представителя России при Евросоюзе Владимира Чижова[прим. 1][68].

Предлагаем ознакомиться  Вск заявления на страховой случай

10 июня 2015 года Европейский парламент принял резолюцию, в которой призвал «критически пересмотреть» отношения Евросоюза с Россией и больше не считать Россию стратегическим партнёром Евросоюза[69].

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

«Газопровод „Северный поток-2“ усиливает зависимость ЕС от поставок российского газа, ставит под угрозу внутренний рынок ЕС и не соответствует положениям энергетической политики ЕС и её стратегическим интересам». Депутаты рекомендовали пересмотреть вступившее в силу в 1997 году Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве, потому что положения его второй статьи, в которой идёт речь об «уважении демократических принципов и прав человека», «не соблюдаются»[70][71].

19 сентября 2019 года Европарламент принял резолюцию «О важности сохранения исторической памяти для будущего Европы», согласно которой Вторую мировую войну развязали две тоталитарные державы — Германия и СССР, подписавшие Пакт Молотова-Риббентропа.
В декабре президент России Владимир Путин посвятил несколько выступлений на международных и российских форумах критике этой резолюции и восстановлению исторической справедливости — напоминанию о роли европейских держав, в том числе Польши, в развязывании Второй мировой войны[72][73][74][75][76][77].

Встречные санкции

6 августа 2014 года указом президента России «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» был запрещён ввоз на территорию РФ «отдельных видов» сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению[78][79]. Под действие эмбарго, в частности, попали страны Евросоюза[80][81].

В июне 2019 года Федерика Могерини заявила, что экономики стран Евросоюза полностью адаптировались к российским контрсанкциям. Еврокомиссия пришла к выводу, что санкции Евросоюза против России и ответные контрсанкции в агропродовольственном секторе со стороны России оказали сдержанное влияние на европейскую экономику.

По словам Могерини, «Несмотря на трудности, вызванные российским эмбарго, агропродовольственный сектор ЕС продемонстрировал выдающуюся устойчивость, и большинство затронутых секторов смогли найти альтернативные рынки. С 2013 года, то есть до введения Россией эмбарго, общий экспорт агропродовольственных товаров ЕС в третьи страны вырос на 14,6 %»[82].

По оценке Французского исследовательского центра в сфере международной экономики (CEPII), 76,7 % потерь от российских контрсанкций против стран Запада понесла Европа. Убытки Польши составили 1,1 миллиарда долл., Австрии — 852 миллиона долл., Нидерландов — 794 миллиона долл. За четыре года доля российских производителей на рынках фруктовой, овощной, сырной, молочной и мясной продукции значительно расширилась. По оценкам Financial Times, в 2013 году Россия импортировала 35 % потребляемого продовольствия, а в 2018 году — не более 20 %[82].

Саммиты Россия — ЕС

С 2000 по 2012 годы саммиты Россия — ЕС проходили дважды в год: в первой половине года в России, во второй половине года — в стране-председателе ЕС или в Брюсселе. В марте 2014 года ЕС отказался от дальнейшего проведения саммитов[84].

Саммит Россия — ЕС в Екатеринбурге, 4 июня 2013

Саммит Россия — ЕС в Екатеринбурге, 4 июня 2013

Номер Год Дата Место
1 1995 7 сентября РоссияМоскваМосква
2 1997 3 марта РоссияМоскваМосква
3 1998 15 мая Европейский союзВеликобританияБирмингем
4 1999 22 октября Европейский союзФинляндияХельсинки
5 2000 29 мая РоссияМоскваМосква
6 2000 30 октября Европейский союзФранцияПариж
7 2001 17 мая РоссияМоскваМосква
8 2001 3 октября Европейский союзБельгияБрюссель
9 2002 29 мая РоссияМоскваМосква
10 2002 11 ноября Европейский союзБельгияБрюссель
11 2003 31 мая РоссияСанкт-ПетербургСанкт-Петербург
12 2003 6 ноября Европейский союзИталияРим
13 2004 21 мая РоссияМоскваМосква
14 2004 25 ноября Европейский союзНидерландыГаага
15 2005 10 мая РоссияМоскваМосква
16 2005 4 октября Европейский союзВеликобританияЛондон
17 2006 25 мая РоссияКраснодарский крайСочи
18 2006 24 ноября Европейский союзФинляндияХельсинки
19 2007 18 мая РоссияСамарская областьВолжский Утёс
20[85][86] 2007 26 октября Европейский союзПортугалияМафра
21[87] 2008 26—27 июня РоссияХанты-Мансийский автономный округ — ЮграХанты-Мансийск
22[88] 2008 14 ноября Европейский союзФранцияНицца
23[89] 2009 21—22 мая РоссияХабаровский крайХабаровск
24[90] 2009 18 ноября Европейский союзШвецияСтокгольм
25[91] 2010 31 мая — 1 июня РоссияРостовская областьРостов-на-Дону
26[92] 2010 7 декабря Европейский союзБельгияБрюссель
27[93] 2011 9—10 июня РоссияНижегородская областьНижний Новгород
28[94] 2011 15 декабря Европейский союзБельгияБрюссель
29[95] 2012 3—4 июня РоссияСанкт-ПетербургСанкт-Петербург
30[96] 2012 20—21 декабря Европейский союзБельгияБрюссель
31[97] 2013 3—4 июня РоссияСвердловская областьЕкатеринбург
32[98] 2014 28 января Европейский союзБельгияБрюссель

Диалог о правах человека

С 2005 по 2013 год РФ и ЕС регулярно проводили консультации о правах человека[99][100].

https://www.youtube.com/watch?v=channelUC5Z2ZmwAJhPLRIBUVkQljMg

Европейский парламент и другие органы ЕС уделяют внимание правам человека в России в своих отношениях с ней[101][102]. В Госдуме РФ в мае 2012 года состоялись слушания о правах человека в ЕС[103]. МИД РФ в декабре 2012 и январе 2014 года представил доклады о правах человека в ЕС за 2012 и 2013 годы.

Ссылки

Эта страница в последний раз была отредактирована 28 декабря 2019 в 16:40.

You May Also Like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector