Удержание по исполнительному листу расчет

Расчет сумм удержаний по исполнительным документам

В соответствии с п. 2 и 3 ст. 99 Федерального закона от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» по исполнительному документу (нескольким документам) с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов. Указанное ограничение не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать 70%.

Рассчитывайте зарплату с удержанием алиментов в веб-сервисе

Рассчитать бесплатно

Таким образом, из заработной платы сотрудника в любом случае не может быть удержано более 70%. Причем, удержание в указанном размере возможно исключительно для удовлетворения приведенных выше требований (алименты на несовершеннолетних детей, вред здоровью и т.д.). Если же взыскание производится для удовлетворения прочих требований, то взыскивается не более половины заработка.

Казалось бы, простое правило, но на практике оно все равно вызывает проблемы. Особенно, когда в организации имеется несколько исполнительных листов, каждый их которых предписывает производить удержания в определенной сумме. Рассмотрим конкретные примеры.

1) перечень выплат, на которые не может быть обращено взыскание;

2) ограничения по размерам удержаний;

3) очередность удовлетворения требований взыскателя.

Взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов:

  • денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью, а также в связи со смертью кормильца;

  • денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;

  • компенсационные выплаты за бюджетный счет гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а также в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;

  • ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством РФ отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и др.);

  • денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;

  • компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ о труде (в частности, в связи со служебной командировкой, переводом, приемом или направлением на работу в другую местность, в связи с рождением ребенка, смертью родных, регистрацией брака);

  • пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов;

  • суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, с террористическим актом, в связи со смертью члена семьи, а также выплачиваемой в виде гуманитарной помощи;

  • суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями работникам и (или) членам их семей, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;

  • прочие виды доходов, которые включены в закрытый перечень, приведенный в ст. 101 Закона № 229-ФЗ.

При удержании алиментов на несовершеннолетних детей также надо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 841 «О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей».

Удержание по исполнительному листу расчет

Они установлены ст. 99 Закона № 229-ФЗ, ст. 138 ТК РФ.

По общему правилу в целях погашения задолженности по исполнительным листам из заработной платы и иных доходов должника не может быть удержано более 50 %. Исключением являются случаи взыскания алиментов на несовершеннолетних детей, возмещения вреда, причиненного здоровью, возмещения вреда в связи со смертью кормильца и возмещения ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать 70 %.

Стоит учитывать, что размер удержаний исчисляется из суммы доходов, оставшейся после удержания налогов (п. 1 ст. 99 Закона № 229-ФЗ).

1) в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда;

2) во вторую очередь – требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

Удержание по исполнительному листу расчет

3) в третью очередь – требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

4) в четвертую очередь – все остальные требования.

Стоит отметить, что требования каждой последующей очереди удовлетворяются после погашения долга предыдущей очереди в полном объеме. В рамках одной очереди (при наличии нескольких исполнительных документов от разных взыскателей) требования удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе (п. 2, 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

Рассмотрим порядок расчета удержаний на примере.

В июне 2018 года в казенное учреждение поступили два исполнительных документа на одного работника:

  • первое – о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка в размере 25 % зарплаты;

  • второе – о взыскании налоговых платежей. Задолженность по налогу на имущество составляет 10 000 руб.

В июне работнику начислены следующие выплаты:

  • заработная плата – 15 000 руб.;

  • пособие по временной нетрудоспособности – 4 000 руб.;

  • материальная помощь в связи с рождением ребенка – 7 000 руб.

Сумма НДФЛ, подлежащая удержанию, составила 2 106 руб.

При взыскании средств по исполнительным документам в доход не включается величина материальной помощи. Кроме того, расчет выполняется исходя из суммы доходов, оставшейся после удержания НДФЛ. Таким образом, сумма доходов, из которых производится удержание по исполнительным документам, составит 16 894 руб. (15 000 4 000 — 2 106).

Максимально возможная сумма удержаний по исполнительным листам равна 8 447 руб. (16 894 руб. x 50 %).

Сумма удержаний по первому исполнительному листу равна 4 223,5 руб. (16 894 руб. x 25 %).

По второму исполнительному листу можно удержать не более 4 223,5 руб. (8 447 — 4 223,5).

Оставшаяся часть задолженности по налоговым платежам в размере 5 776,5 руб. (10 000 — 4 223,5) будет удержана в следующих месяцах после удержания алиментов.

В соответствии с п. 2 ст. 99 Закона № 229-ФЗ удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Стоит отметить, что в силу пп. 3 и 16 п. 1 ст. 64 Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель имеет право проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов. В связи с этим при расчете суммы взысканий бухгалтеры должны быть предельно внимательны.

Виды исполнительных документов перечислены в статье 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — закон № 229-ФЗ). Одним из видов исполнительных документов является исполнительный лист. Обязательные сведения, которые должны быть указаны в исполнительном документе, перечислены в статье 13 закона № 229-ФЗ. В частности, в исполнительном листе обязательно указывается причина и размер удержаний с работника.

В соответствии со статьями 81 и 104 Семейного Кодекса РФ (далее — СК РФ), алименты могут уплачиваться как в долях к заработку лица, обязанного уплачивать алименты, так и в твердой денежной сумме.

Согласно статье 81 СК РФ, при отсутствии соглашения об уплате алиментов, алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка — 1/4; на двух детей — 1/3; на трех и более детей — 1/2 заработка родителей.

Статья 138 Трудового Кодекса РФ (далее «ТК РФ») гласит, что общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 %, а в случаях, предусмотренных законодательством, — 50 % заработной платы, причитающейся работнику. При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50 % заработной платы. Этой же статьей регламентируются случаи, при которых размер удержаний из заработной платы может достигать, но не должен превышать 70 %.

Предлагаем ознакомиться  Сроки предоставления больничного листа работодателю

Виды начислений, с которых должны быть удержаны алименты, поименованы в Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 841 (в редакции Постановления Правительства РФ от 15.08.

2008 № 613) (далее — Перечень начислений). Согласно пункту 2 подпункта «в» Перечня начислений, удержание алиментов производится, в том числе, и с пособий по временной нетрудоспособности, по безработице — но только по решению суда и судебному приказу о взыскании алиментов либо нотариально удостоверенному соглашению об уплате алиментов.

Согласно пункту 4 Перечня начислений взыскание алиментов с доходов плательщика производится после удержания с этих доходов налогов в соответствии с налоговым законодательством, в частности, после удержания сумм НДФЛ. Напомним при этом, что если из дохода сотрудника-налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, то они не уменьшают налоговую базу по НДФЛ (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Удержания из аванса

Второй спорный момент, связанный с «очисткой» от налогов дохода, из которого определяется размер удержаний, возникает при удержании из зарплаты за первую половину месяца. Ведь, по правилам п. 3 ст. 226 НК РФ, исчисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 НК РФ. Для дохода в виде заработной платы датой фактического получения является последний день месяца, за который она начислена (п. 2 ст. 223 НК РФ).

Получается, что определить сумму, подлежащую удержанию из зарплаты по правилам ст. 99 Закона № 229-ФЗ (т. е. за минусом сумм налогов), работодатель может только по итогам месяца. Соответственно, исчисление и удержание по исполнительным листам необходимо производить только при окончательном расчете с сотрудником (если, конечно, иное прямо не предусмотрено самим исполнительным документом).

Но при этом расчет производится исходя из всей суммы заработной платы, включая авансы (письмо Роструда от 28.12.06 № 2261-6-1).В то же время на практике бывают ситуации, когда размер удержаний таков, что зарплаты, выплачиваемой при окончательном расчете, может оказаться недостаточно для полного удержания по всем исполнительным документам.

Бесплатно рассчитать аванс и зарплату с учетом всех актуальных на сегодня показателей

Можно использовать и другой подход, а именно — выплачивать аванс исходя из той суммы, которую сотрудник должен получить «на руки» после всех удержаний. Для этого определяем сумму, которая должна быть выплачена сотруднику после удержаний исходя из величины зарплаты за полный месяц (то есть от полной зарплаты отнимаем НДФЛ и все допустимые удержания в пределах 50 или 70 процентов в зависимости от их вида).

И в качестве аванса выплачиваем сотруднику некий процент (к примеру, половину) именно от этой, «очищенной» от НДФЛ и удержаний, суммы. В таком случае суммы, причитающейся к выплате при окончательном расчете, всегда будет достаточно для осуществления всех удержаний. Причем, работник ни в середине месяца, ни по его итогам не будет оставаться вообще без зарплаты, на что, собственно, и направлены требования ст. 138 ТК РФ.

Расчет сумм удержаний по исполнительным документам

  • Удержание по исполнительному листу процентом;
  • Удержание по исполнительному листу процентом без учета БЛ;
  • Удержание по исполнительному листу процентом до предела;
  • Удержание по исполнительному листу процентом до предела без учета БЛ;
  • Удержание по исполнительному листу фиксированной суммой;
  • Удержание по исполнительному листу фиксированной суммой до предела;
  • Почтовый сбор по исполнительным листам.

При проведении документа Исполнительный лист в зависимости от значений реквизитов документа, расположенных в разделе Удержание, одно из указанных удержаний по исполнительному листу назначается работнику в качестве планового.

Также, в зависимости от заполнения реквизита Процент документа, работнику назначается в качестве планового удержания вид расчета Почтовый сбор по исполнительным листам.

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Кредит счета 76.41 «Расчеты по исполнительным документам работников»

Закладка Прочее каждого вида удержания содержит список базовых видов расчета — то есть список видов начислений, из которых производится удержание сумм по исполнительным листам. Очевидно, что заполнение списка базовых начислений не имеет смысла для удержаний по исполнительным листам фиксированной суммой.

Удержание по исполнительному листу расчет

Следует отметить, что с 30 августа 2008 года изменился состав списка базовых начислений для удержаний по исполнительным листам, поименованный в Перечне начислений (Постановление Правительства РФ от 15.08.2008 № 613). Для того, чтобы отразить законодательные изменения в программе, необходимо вручную отредактировать список базовых начислений каждого удержания.

Суммы удержаний по исполнительным документам и суммы почтовых сборов ежемесячно рассчитываются документом Начисление зарплаты. При заполнении документа на закладке Прочие удержания создаются строки для каждого зарегистрированного в программе действующего исполнительного листа и, при необходимости, почтового сбора по нему (см. рис. 4).

Рис. 4

Рассчитываются суммы удержания по исполнительным листам по формулам, указанным в каждом виде расчета. Для удержания фиксированной суммой — это заданная в исполнительном документе сумма, для удержаний процентом — это сумма всех начислений, указанных как базовые для данного вида расчета, за расчетный период за вычетом суммы НДФЛ, умноженная на процент, заданный в документе, и деленная на 100.

После расчета документа необходимо проверить, во-первых, чтобы общая сумма удержания для каждого работника не превышала допустимой законодательством доли заработка в соответствии со статьей 138 ТК РФ — это актуально для работников, являющихся плательщиками по нескольким исполнительным документам. Также при необходимости нужно скорректировать сумму почтового сбора по каждому исполнительному листу в соответствии со шкалой расчета, установленной Почтой России.

Удержания по исполнительным листам «до предела» автоматически прекращаются при полном погашении долга. Удержания по прочим исполнительным листам прекращаются автоматически либо в связи с прекращением срока действия исполнительного документа, либо в связи с увольнением работника.

Расходы на перевод при максимальных удержаниях

Следующий проблемный вопрос связан с удержанием у работника сумм, которые расходуются организацией на перевод удержанных средств в пользу взыскателей. Ведь по правилам п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ, перевод и перечисление удержанных денежных средств производятся за счет должника. Но как быть, если исполнительные документы предписывают взыскать с сотрудника максимально допустимую сумму зарплаты (50 или 70 процентов)?

Можно ли расходы на перевод удержать «сверху»? Для простоты понимания ситуации, рассмотрим ее на конкретном примере.Предположим, у сотрудника надо сделать удержание из зарплаты по двум исполнительным документам. Первый на удержание алиментов на несовершеннолетних детей в размере 1/3 от заработной платы, а второй — на возмещение материального ущерба в размере 17% от зарплаты.

Удержание по исполнительному листу расчет

Статьей 138 Трудового кодекса установлено универсальное правило: при удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50% зарплаты. Это ограничение не применяется, в частности, при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, когда размер удержания не может превышать 70 процентов дохода.

Также законом № 229-ФЗ установлена очередность удовлетворения требований по нескольким исполнительным листам. Согласно положениям пп. 1 п. 1 статьи 111 указанного закона, требования по взысканию алиментов удовлетворяются в первую очередь. А требования по взысканию в счет возмещения материального ущерба, согласно пп. 4 п. 1, удовлетворяются в четвертую очередь.

В свою очередь, порядок распределения взысканных сумм определен ст. 110 Закона № 229-ФЗ, согласно п. 3 которой в первую очередь удерживается сумма долга, затем расходы по совершению исполнительных действий и исполнительский сбор. Как уже упоминалось, перевод и перечисление удержанных денежных средств производятся за счет должника. При этом указанная сумма, согласно пп. 3 п. 2 ст. 116 Закона № 229-ФЗ, относится именно к расходам по совершению исполнительных действий.

Предлагаем ознакомиться  Усыновление ребенка мужа от первого брака.

Сведя воедино все вышеприведенные правила, получаем для нашего примера следующий алгоритм действий. Сначала из заработка сотрудника должна быть удержана сумма алиментов (ведь это первая очередь взыскания), а также расходы по ее перечислению. Поскольку после удержания данных сумм за работником сохраняется более 50 процентов зарплаты, то можно продолжать удержания по второму исполнительному листу в счет возмещения материального ущерба и расходов на перечисление удержанной суммы.

Но лишь в пределах половины заработка! А значит, в рассматриваемом случае по второму исполнительному листу удержание будет произведено не в полном размере с тем, чтобы и удержание, и возмещение расходов на перевод «уложились» в оставшуюся часть в пределах половины заработка (ст. 138 ТК РФ, п. 2 ст.

Проиллюстрируем на цифрах. Предположим, заработная плата сотрудника составляет 10 000 руб. в месяц и у него имеется два несовершеннолетних ребенка, на содержание которых и взыскиваются алименты. Работником предоставлены заявление и документы на соответствующий стандартный налоговый вычет, а сумма его дохода с начала года еще не превысила 350 000 руб. Рассчитаем сумму удержаний.

Поскольку размер удержания из зарплаты исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов, то в данном случае все суммы будут определяться исходя из 9 064 руб. (10 000 – (10 000 — 1 400 × 2) × 13%). Соответственно удержать по обоим исполнительным документам можно не более 4532 руб. (9064/2). Из них во исполнение требований по уплате алиментов (первая очередь) будет удержано и перечислено 3021,33 руб. (9064 × 1/3).

И при этом организация удержит дополнительно 35 рублей на перевод. Соответственно, по второму исполнительному документу компания сможет удержать только 1 475,67 руб., но т.к. из этой суммы еще нужно «изъять» еще 35 рублей на перевод, то фактически взыскатель по второму исполнительному документу получит 1 440,67 руб.

Ввод данных о получателе алиментов

Поскольку получатели по исполнительным листам — особый вид контрагентов, для них не нужно указывать ИНН, КПП, договор. В справочнике Контрагенты обязательно должно быть заполнено поле Наименование, при этом предполагается, что в качестве наименования будут использованы фамилия, имя и отчество получателя алиментов (см. рис. 2). Важной информацией для такого рода контрагентов является:

  • адрес — для тех граждан, которым суммы алиментов перечисляются с помощью почтового перевода;
  • банковский счет — для тех, кому суммы по исполнительным листам перечисляются на счет в банке.

Рис. 2

Адрес получателя алиментов указывается либо вручную, либо с помощью адресного классификатора. По умолчанию система предлагает ввести информацию о фактическом адресе, однако, как и всегда при работе с контактной информацией, пользователь имеет возможность создавать свои виды контактной информации, например, почтовый адрес или адрес по прописке.

Следует только отметить, что в отчет по исполнительным листам и карточку учета исполнительных листов может быть выведен только адрес, указанный как Фактический адрес контрагента.

Данные о банковском счете контрагента хранятся в справочнике Банковские счета. У контрагента может быть несколько банковских счетов, но основной — только один. Поэтому только банковский счет, выбранный для контрагента основным, может быть выведен в отчеты. При заполнении данных банковского счета целесообразно указывать только банк, в котором находится счет, и номер счета.

Рис. 3

Возможен вариант, когда получателю выплачиваются алименты в кассе предприятия. Для такого рода контрагентов также удобно завести «фиктивный» банковский счет, в котором в качестве номера, например, указать «касса».
Такой прием позволит впоследствии отобрать из всех удержанных в расчетном периоде сумм те, которые должны быть выплачены через кассу.

Если для перечисления алиментов требуются паспортные данные получателей, их можно также ввести в поле Назначение платежа вместе с реквизитами банковского счета.

На работника поступили 3 постановления об удержании. Первое — на содержание супруги в размере 0,6 величины прожиточного минимума для трудоспособного населения по нашему региону ежемесячно (на данный момент это 11 907 х 0,6 = 7 144,20 руб.). Второе — на содержание сына в размере 1/4 доходов ежемесячно.

Как уже говорилось, при взыскании алиментов размер удержания может достигать 70% заработной платы. Но при этом речь в законе идет о взыскании алиментов именно на несовершеннолетних детей. Хотя, как следует из ст. 90 Семейного кодекса РФ, суммы, выплачиваемые на содержание бывшего супруга, также признаются алиментами. Но поскольку алиментами на содержание детей они не являются, то для удовлетворения этих требований удержать можно не более половины заработка.

В то же время, устанавливая очередность удовлетворения требований по нескольким исполнительным листам, законодатель не отделил алименты на детей от прочих алиментов. Значит, для целей очередности и распределения денег взыскания по всем трем исполнительным листам будут относиться к одной очереди — к первой.

Поэтому в данном случае будет действовать правило п. 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ. Там сказано: если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе.

Значит, алгоритм действий в данном случае будет таким. Сначала из заработка сотрудника должна быть удержана сумма алиментов на содержание супруги и обоих детей в пределах 50% заработка сотрудника. Удержанная таким образом сумма распределяется между всеми взыскателями пропорционально причитающейся каждому из них сумме.

Посмотрим на примере. Предположим, заработная плата сотрудника составляет 10 000 руб. и он имеет право на стандартный вычет по обоим детям. Тогда сумма заработной платы, из которой будут проводиться удержания, составит 9 064 руб. (10 000 — (10 000 -1 400 × 2) × 13%). Теперь, исходя из этой суммы, определим причитающуюся детям сумму: сын должен получить 2 266 руб. (9 064 × 1/4), а дочь — 1 510,67 руб. (9 064 × 1/6).

Теперь удерживаем половину заработка (4 532 руб.) и распределяем эту сумму между всеми тремя взыскателями. Доля супруги составит (4532 ∕ (7 144,2 2 266 1 510,67)) × 7 144,2 = 2 964,74 руб. Доля сына составит (4 532/(7 144,2 2 266 1 510,67)) × 2 266 = 940,36 руб. и доля дочери (4 532 ∕ (7 144,2 2 266 1 510,67)) × 1 510,67 = 626,90 руб.

Дальше определяем сумму, которую можно дополнительно удержать на содержание детей (в пределах 70% заработка): 9 064 × 70% — 4532 = 1812,8 руб. Удерживаем ее и распределяем между двумя детьми пропорционально их долям. Доля сына (1 812,8 ∕ (2 266 1 510,67)) × 2 266 = 1 087,68 руб., а доля дочери – (1 812,8 ∕ (2 266 1 510,67)) × 1 510,67 = 725,12 руб.

Итого супруга получит 2 964,74 руб., сын — 2 028,04 руб. и дочь — 1 352,02 руб.

Удержания в рамках пилотного проекта ФСС

Следующий блок сложностей, возникающих при работе с исполнительными документами, касается регионов, где действует пилотный проект ФСС. В рамках проекта «больничные» оплачиваются напрямую из бюджета фонда.

Сформировать и сдать реестр больничных через интернет в рамках пилотного проекта

Но ведь из пособия по временной нетрудоспособности также положено удержать алименты (пп. 9 п. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ). Возникает вопрос: как это сделать, если в данном случае к выплате организация не имеет никакого отношения?

Как сказано в п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ, обязанность по удержанию средств из доходов должника лежит на лицах, выплачивающих такому должнику зарплату или иные периодические платежи. Данная обязанность возникает со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя.

Напрямую вопрос удержания по исполнительным листам из суммы пособия, выплачиваемого Фондом, законодательно не урегулирован. Как следует из разъяснений ФСС, удержание алиментов с сумм назначенных пособий по временной нетрудоспособности производит отделение Фонда при поступлении исполнительного листа, судебного приказа или соглашения об уплате алиментов или их дубликатов.

Предлагаем ознакомиться  Возможность перерасчета страховой премии

Таким образом, в рассматриваемой ситуации удерживать суммы по исполнительным листам при выплате пособия будет орган ФСС. Причем, уведомить Фонд о такой необходимости обязан сам должник в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 98 Закона № 229-ФЗ. Также это может сделать взыскатель, либо непосредственно Служба судебных приставов в рамках соответствующего исполнительного производства.

Как видим, в данном случае у работодателя в данном случае нет ни обязанности по удержанию (т.к. доход им не выплачивается), ни по уведомлению Фонда о необходимости провести подобные удержания из пособия при его выплате. Значит, работодатель удерживает положенные суммы только с тех выплат, которые производит лично и пилотный проект на его обязанности никак не влияет.

В то же время надо учитывать следующее. Если ФСС выплатил пособие без удержания, т.к. не располагал информацией об исполнительном документе, то на данную сумму образуется задолженность. А если о сумме данной задолженности станет известно судебному приставу-исполнителю, он может направить в организацию по месту работы должника отдельное постановление о взыскании этой задолженности.

Новые исполнительные листы: очередность взыскания

В заключение рассмотрим ситуацию, когда в бухгалтерию поступают новые исполнительные документы в отношении тех работников, по которым уже производятся удержания. Как поступать с ними: начинать исполнять сразу или же нужно организовать своеобразную очередь? Как быть, если на сотрудника уже есть четыре постановления об обращении взыскания на заработную плату;

все по задолженности по кредитам в пользу коммерческих банков. И на него продолжают поступать новые постановления, тоже по задолженности банкам. Нужно ли новые постановления на взыскание включать в расчет с момента получения, или удержания по ним можно будет проводить только после полной оплаты предыдущих?

Сразу скажем, что Закон № 229-ФЗ в части исполнения нескольких документов о взыскании не оперирует таким термином как «календарная очередность». Напротив, в п. 3 ст. 111 закона сказано: если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе. Без какой-либо привязки ко времени поступления исполнительного документа.

Значит, с момента получения очередного постановления организация должна начать исполнять содержащиеся в нем требования наравне с уже имеющимися. То есть, в рассматриваемой ситуации организация должна исполнять все поступившие к ней исполнительные документы одновременно (вне зависимости от времени поступления того или иного исполнительного документа). При этом удержанию подлежит не более 50% от зарплаты (дохода) сотрудника вне зависимости от количества исполнительных документов.

Удержанная сумма распределяется между всеми взыскателями (опять же без привязки ко времени поступления исполнительного документа) пропорционально причитающейся каждому из них на основании соответствующего исполнительного листа сумме. Взыскание по любому из исполнительных документов производится таким образом до исполнения в полном объеме содержащихся в нем требований, после чего он из расчета пропорции для распределения взысканной суммы выбывает и распределение производится между оставшимися взыскателями.

Основным нормативным актом, регламентирующим удержания по исполнительным листам, выступает Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ).

1) от непосредственного взыскателя (п. 1 ст. 9 Закона № 229-ФЗ) в случае:

  • взыскания периодических платежей;

  • взыскания денежных средств, не превышающих в сумме 25 000 руб.

Удержание по исполнительному листу расчет

К примеру, от налоговых органов может поступить исполнительный документ о взыскании неуплаченных налогов, сборов. Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет заявление с указанием банковских реквизитов, на которые нужно перечислить денежные средства в счет погашения долга (п. 2 ст. 9 Закона № 229-ФЗ);

2) от судебного пристава-исполнителя (п. 1 ст. 98 Закона № 229-ФЗ) в случае:

  • взыскания периодических платежей;

  • взыскания суммы, не превышающей 10 000 руб.;

  • отсутствия или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

Наиболее распространенным исполнительным документом из поступающих от судебных приставов-исполнителей является исполнительный лист о взыскании алиментов. Помимо копии исполнительного листа пристав-исполнитель направляет в учреждение по месту получения дохода (разд. IV Методических рекомендаций):

  • постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника;

  • копию постановления о взыскании исполнительского сбора за неуплату периодических платежей (если такое постановление выносилось в рамках исполнительного производства);

  • копию постановления о взыскании административного штрафа и расходов по совершению исполнительных действий (если такие постановления выносились в рамках исполнительного производства);

  • памятку для руководителей и бухгалтеров организаций (предприятий) по вопросам удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам. Такая памятка приведена в приложении 1 к Методическим рекомендациям (далее – Памятка).

Выплата по исполнительным листам

Программа «1С:Зарплата и Управление Персоналом 8» предназначена для расчета зарплаты и регистрации ее выплаты работникам. В ее функции не входит отражение перечисления денежных средств контрагентам. Поэтому в системе отражается только факт удержания из зарплаты работника сумм по исполнительным документам и почтовых сборов. Факт же выплаты алиментов лежит за пределами функционала программы — это событие должно быть отражено в бухгалтерской программе.

Для того чтобы суммы, удержанные из заработка плательщиков алиментов, успешно достигли своих получателей, бухгалтеру по расчету заработной платы необходимо предоставить в финансовый отдел бухгалтерии организации данные о том, кому, куда и на какую сумму нужно перечислить денежные средства.

Отчет по исполнительным листам

Всю информацию об удержанных суммах по исполнительным документам можно получить с помощью отчета Исполнительные листы (см. рис. 5). Кроме получения аналитической информации, отчет может быть также использован для передачи в финансовый отдел бухгалтерии данных о предстоящих выплатах алиментов.

Рис. 5

Удержание по исполнительному листу расчет

С помощью такого отчета можно сформировать список получателей, которым суммы алиментов нужно перевести почтой, с указанием адреса, сумм переводов и почтовых сборов. Для этого в форме настройки отчета нужно на закладке Колонки отчета выбрать поля:

  • Удержано по исполнительным листам;
  • Почтовый сбор;
  • Получатель;
  • Адрес получателя.

В то же время на закладке Отбор и сортировка необходимо добавить отбор Исполнительный документ. Процент почтового сбора с видом сравнения Не равно и нулевым значением (см. рис. 5).

Данный отчет также поможет собрать информацию обо всех алиментах, которые нужно выплатить через кассу. Если при вводе данных о контрагентах в качестве номера банковского счета для тех, кто получает алименты в кассе предприятия, было введено обозначение Касса, подобный отчет может быть сформирован при следующих настройках:

  • на закладке Колонки выбраны два поля: Удержано по исполнительным листам и Получатель;
  • на закладке Отбор и сортировка веден новый отбор Получатель. Основной банковский счет. Номер счета с видом сравнения Содержит и значением Касса.

Для того, чтобы собрать информацию о предстоящих перечислениях алиментов через банк, необходимо на закладке Колонки выбрать поля Удержано по исполнительным листам, Получатель и Получатель. Основной банковский счет. Текст назначения. А на закладке Отбор и сортировка добавить отбор Получатель. Основной банковский счет.

Разумеется, приведенные варианты отчета — лишь показательные примеры того, каким образом можно представлять информацию об удержаниях по исполнительным листам. Пользователю предоставляются все возможности для формирования таких видов отчетов, которые будут ему необходимы для работы*.

Примечание:* Подробнее о возможностях механизмов отбора и сортировки в «1С:Предприятии» читайте здесь.

Таким образом, отчет по исполнительным листам позволяет решать целый набор задач, включающий как анализ удержаний за сколь угодно глубокий период, так и взаимодействие с финансовым отделом бухгалтерии по предоставлению данных о перечислении алиментов.

You May Also Like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector