Жалоба на дознавателя в прокуратуру образец

Кто может пожаловаться?

Подать соответствующее заявление на действия следователя имеют право граждане, принимающие участие в разбирательстве по уголовному делу.

Обратиться в суд или прокуратуру могут:

  • представители стороны защиты (ответчик, подозреваемый, защитник, обвиняемый);
  • лица, представляющие обвинение во время уголовного разбирательства (работники уполномоченных органов, принимающие участие в разбирательстве, обвинитель, потерпевший, законный представитель истца, сам истец);
  • лица, способствующие выявлению истины.

Основные понятия

Грамотно действовать при бездействии дознавателя или превышении им своих полномочий поможет описание основных определений.

Следователь ст 38. УПК РФ  Юрист, в ореол деятельности которого входит расследование преступлений различного характера – политического, экономического, уголовного.
Дознание ст 40. УПК РФ Предварительное расследование в упрощенной форме. При проведении дознания подозреваемый не классифицируется как обвиняемый.
Дознаватель ст 41. УПК РФ Должностное лицо, находящееся на службе в органах дознания. Имеет полномочия провести предварительное следствие.

Кому и как подавать заявление?

№ п/п Категория лиц Перечень
1. Субъекты судопроизводства со стороны защиты. Защитник, обвиняемый, ответчик, подозреваемый.

Представители несовершеннолетнего.

2. Субъекты судопроизводства со стороны обвинения. Сотрудники следственного аппарата, суда, прокуратуры.

Истец, обвинитель, потерпевший – все лично или их представители.

3. Иные граждане, оказывающие помощь в совершении правосудия. Переводчик, понятые, эксперты, свидетели.

Подавать жалобу могут лица, как со стороны обвинения, так и со стороны защиты.

Для лиц, не участвующих в следственном процессе, подача жалобы не предусмотрена.

Если действия следователя противоречат нормам закона, не все люди знают, куда жаловаться. В первую очередь нужно обратиться к прокурору. Предварительно бумагу нужно направить руководству следственного комитета, в котором осуществляет деятельность специалист. Но представители могут провести проверку и наказать должностное лицо, если выяснится, что нарушение действительно имело место быть.

Жалоба составляется в 2 экземплярах. Одна из них передается в уполномоченный орган, а другая остается у заявителя. На ней ставится отметка о принятии. Способов, позволяющих передать бумагу в уполномоченный орган, несколько.

Человек может:

  • Самостоятельно посетить прокуратуру и передать жалобу на следствие. Бумагу необходимо отдать ответственному сотруднику или секретарю. При себе нужно иметь паспорт.
  • Отправить документ заказным письмом с описью вложения. Способ неудобен тем, что отправление идет достаточно долго. К тому же у гражданина не будет возможности получить копию бумаги с отметкой о принятии.
  • Передать документ через доверенное лицо. Чтобы жалобу приняли, у человека должен иметься обычный паспорт и нотариально оформленная доверенность.
Предлагаем ознакомиться  Способность справляться с большим объемом работы

Если прокуратура проигнорирует жалобу на действия следователя или дознавателя, документ можно направить в суд. В этой ситуации нужно написать исковое заявление. Оно отличается от стандартной жалобы. Документ можно оформить самостоятельно или обратиться к юристу. Отказ прокуратуры в рассмотрении жалобы также необходимо приложить к общему списку документации. В этой ситуации предстоит полноценное разбирательство. Чтобы повысить шанс на успех, рекомендуется нанять адвоката.

Сущность претензии

Подавая жалобу на дознавателя, граждане пресекают незаконные действия с помощью привлечения внимания вышестоящих органов и контрольных подразделений. Документ составляется в случае, когда функциональные обязанности не исполняются следователем в полном объеме. Жалоба рассматривается соответствующими органами, по ней принимается решение. Затем все пункты постановления реализуются в жизнь. Законом предусмотрены:

  • алгоритм подачи претензии;
  • список лиц, которым жалоба предоставляется для рассмотрения;
  • сроки подачи, рассмотрения, принятия решения;
  • реализация мероприятий по исправлению нарушений.

Право на подачу заявления закреплено в ст. 123 УПК РФ.

Рассмотрение заявления

Первичное рассмотрение жалобы, направленной в прокуратуру, занимает 3 рабочих дня. Период может быть продлен до 10 суток, если присутствуют основания для осуществления тщательной проверки.

Когда установленный период завершается, выносится одно из следующих решений:

  • Прокуратура отказывает в удовлетворении жалобы. В этой ситуации все требования, указанные в заявке, отклоняются. Санкции в отношении следователя не применяются.
  • Жалоба удовлетворяется частично. Если факт нарушения действительно присутствует, однако заявитель выдвинул слишком жесткие требования, прокуратура имеет право смягчить их и самостоятельно выбрать наказание для должностного лица.
  • Жалоба удовлетворяется полностью. Если требования заявителя обоснованы и логичны, а в действиях следователя действительно просматривается нарушение, все выдвинутые требования могут быть удовлетворены.

Если в результате представитель уполномоченного органа решит применить в отношении следователя штрафные санкции, они назначаются незамедлительно. Параллельно автору жалобы направляется официальный ответ.

Процесс происходит в соответствии со ст. 125 УПК РФ. Самые частые причины бездействия, на которые подаются жалобы в суд, это отказ:

  • принять заявление о преступлении;
  • возбудить уголовное дело
  • назначить защитника;
  • принимать меры по проверке информации.

Рассмотрение занимает 5 дней со дня регистрации документа в канцелярии суда.

Важно знать, что если лицо, приглашенное на заседание, отсутствует, то это не является причиной переноса слушания.

Предлагаем ознакомиться  При подаче жалобы указывается

Повод для написания

Чаще всего граждане подают жалобы на бездействие или превышение работников следствия. Претензия составляется, когда:

  • получен отказ при подаче заявления с просьбой о возбуждении уголовного расследования;
  • явные факты противоправных действий нарушителя игнорируются дознавателем;
  • выражено явное или неявное желание не привлекать виновного к ответственности;
  • несоблюдение порядка рассмотрения жалобы;
  • закрытие разбирательства без объяснения или наличия видимых причин;
  • оскорбление или унижение гражданина, написавшего претензию;
  • выдача тайной информации;
  • ложная интерпретация представленных фактов;
  • преднамеренное несоблюдение сроков;
  • субъективное отношение к сторонам.

Заявителю следует руководствоваться рекомендациями в момент составления жалобы, чтобы не получить отказ:

  1. Обязательно указать фамилию, инициалы и должность дознавателя.
  2. Предоставить подобную информацию о себе.
  3. При несовпадении адресов проживания и регистрации указывать оба в шапке документа.
  4. Сообщить все данные о деле, которое ведет следователь.
  5. Указать НПА, требования которых дознаватель не выполняет.

Выполнение несложных советов поможет избежать возврата жалобы без рассмотрения.

Дополнительные ситуации

До написания претензии рекомендуется убедиться, что составление жалобы правомочно. Предварительно следует задать вопросы непосредственно дознавателю. Если он не даст ответа, то нужно сообщить об этом органам надзора. Рассмотрим примеры, чтобы понять всю процедуру составления жалобы и случаи для написания.

Органы для подачи

Жалоба на дознавателя в прокуратуру образец

Обжалование действий дознавателя, которые признаны гражданином противоправными, доступно в:

  1. Следственном комитете. Здесь рассчитывать на быстрое решение вопроса можно только при незначительных проступках – грубости, неуважительном отношении. С более серьезными вопросами лучше обращаться в прокуратуру и суд.
  2. Прокуратуре. Решение занимает меньше времени, чем в суде. Однако, все зависит от характера нарушения. Большинство обращений решается в пользу граждан, если они связаны с правонарушениями со стороны дознавателей.
  3. Суде. Рассмотрение и принятие решения зачастую происходит не слишком быстро. Это зависит от общего количества дел в инстанции и характера конкретной жалобы.

Допускается подача жалобы в несколько инстанций одновременно.

Ошибки при составлении документа

Самым оптимальным способом для правильного написания является ознакомление с образцом. Ведь, если пишется документ в суд или прокуратуру, ошибки могут стать причиной его возврата.

Основной текст должен содержать суть проблемы с обязательными ссылками на нормативные акты. Таким образом, жалоба будет рассмотрена гораздо быстрее. Ведь получатель увидит правовую осведомленность заявителя и будет уверен, что обвинения не являются голословными. Обязательно нужно указывать все даты, имена и точно передавать информацию.

Предлагаем ознакомиться  Неустойка по алиментам если задолженность постепенно выплачивается

Затем следует перечислить требования о признании незаконности действий следователя и исправлении ситуации.

Кроме этого, в заявлении должна быть личная информация об авторе, наименование и адрес получателя, сведения о деле.

Чаще всего встречаются такие промахи:

  1. Отсутствие данных об авторе жалобы, личной подписи или даты составления служит основанием отказа в принятии документа.
  2. Нет информации о должности, ФИО следователя.
  3. Необоснованность требований заявителя или отсутствие доказательств, неграмотное изложение, наличие грубых или излишне эмоциональных высказываний также приводят к отказу в рассмотрении жалобы.

Вопрос №1. Что в работе дознавателя следует относить к бездействию?

К этому виду нарушения относятся уклонение или отказ выполнить свои профессиональные и должностные обязанности. Также сюда относится превышение полномочий или нарушение процессуального закона. Если действия влияют на эффективность расследования или ущемляют гражданские права участников, это является законной причиной для составления жалобы.

Вопрос №2. Могу я подать жалобу на следователя за отказ вызывать свидетеля и назначить экспертизу?

Подобные действия классифицируются как бездействие, поэтому вы вправе их обжаловать.

Обращение в СК

Заявление составляется в свободном формате с обязательным указанием личных данных органа, наименования отделения СК, точного изложения ситуации с подтверждениями бездействия дознавателя, датой, подписью. Текст разрешено писать вручную или с использованием оргтехники. Дополнительно прилагаются подтверждающие материалы (дубликаты).

Если решено воспользоваться почтовым сервисом, то документ отправляется заказным посланием с уведомлением о вручении.

Контактные данные и адрес СК легко найти на официальном портале через разделы «Регионы» – «Списком» – «Федеральный округ».

Срок для рассмотрения составляет 3 суток на основании ст. 124 УПК РФ. Если он продлевается, то заявитель получает уведомление. Продление возможно до 10 дней. Результатом может быть полное или частичное удовлетворение требований. Каждый вариант имеет сопроводительное письмо с объяснениями. Если заявитель не согласен с итоговым решением, он имеет право подать жалобу в вышестоящий орган СК. Это разрешено сделать при записи на личный прием, посылкой письма почтой или в интернет-приемной.

Приказом № 17 от 19.09.1007 г. Следственный Комитет утвердил перенаправление жалоб, которые требуют решения другими органами в течение 7 суток. Отсчет начинается со дня регистрации заявления. Одновременно о перенаправлении уведомляется податель жалобы.

You May Also Like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector